Вестник № 1(22) Сентябрь 2011 – Февраль 2012 г.

Об образах Российской истории

Деревянный храм (из тетради 6-классницы) Российский герб (из тетради 6-классницы) Когда и как впервые знакомится ребёнок с русской историей? Наверное, дома — он слышит о прошлом своих родителей, бабушек и дедушек, об условиях их жизни, традициях их молодости — и всё это отличается от того, что окружает ребёнка.

Казалось бы, что такое сорок лет в масштабах истории — мгновение. А если сравнить 70-е годы и 2010-е? В стране изменилось почти всё — от общественного строя до устремлений людей, быт наполнился техникой, улицы заполонили машины, и ребёнку трудно представить, что так, как сейчас, было не всегда. Например, современный ребёнок не понимает, что такое стирать в тазике или тем более на речке, для него стиральная машина — привычный член семьи. Что же говорить о временах, которые удалены от нас на большой срок? Для этого надо дождаться возраста, когда ребёнок способен в своём представлении разделять мифы и реальность. Обычно это происходит в 11-12 лет, поэтому вся история до пятого класса состоит из рассказывания былин, эпосов, мифологий или легенд, связанных с родным краем.

Путь «Из варяг в греки» (из тетради 6-классницы) И лишь в шестом классе история России появляется как предмет для изучения. И мы начинаем говорить о... географии. Замечательная фраза Жана Жака Элизе Реклю «история есть география во времени, а география — история в пространстве» абсолютно истинна. От того, где живёт человек, что его окружает в природе — непроходимые горы или леса, необозримые степи или пустыни, быстрые реки или суровые моря, — напрямую зависят склонности характера. И не только они, но и род занятий населения определялся в древности условиями места проживания. Вот и смотрим мы на то, куда пришли жить славяне, предположительно потеснённые из Европы во время Великого переселения народов. А пришли они в страну лесную (на севере) и в степную (южнее), и жить они стали на реках больших и малых, и занимались они в основном охотой да земледелием. Смешались постепенно славяне с большим количеством других племён, проживавших на европейской территории современной России.

Какие же образы помогают ребёнку освоить, охватить сознанием множество событий русской истории? Приведу некоторые из них.

Постоянной угрозой Руси было Поле, откуда много столетий налетали кочевники. Именно это Поле в XV веке станет местом зарождения вольного казачества. Случайно ли?

Шапка Мономаха (из тетради 6-классницы) Постепенно на Руси образовывались города, появлялись князья. Но одно дело был князь в Киеве — батюшка, единовластный правитель. И другое — в Великом Новгороде, где местные жители решением вече могли князя пригласить, а могли и «указать путь» (то есть выгнать). Триста лет монгольского ига закончились появлением Москвы — твёрдого центра державы, неуклонно разрастающейся, но не стремящейся к уничтожению коренного населения. Наконец, ещё один город, ещё одна столица русского государства, специально возведённая на границе с Европой и имеющая совсем иной характер — Санкт-Петербург. Уже устоявшееся в определённых границах государство, изменив столицу, изменило общий курс — на Просвещение, развитие не столько души, сколько разума. Наконец, с возвращением Москве роли центра страны, Россия опять обособилась от Европы, стремясь лишь к собственному могуществу.

Памятник Минину и Пожарскому (из тетради 6-классницы) Безусловно яркими образами являются также крупные фигуры русской истории. Владимир Красное Солнышко крестил Русь; Рюрик основал династию правителей; Иван Грозный, считавший себя практически наместником Бога, привёл страну к Смуте; Пётр I делал всё возможное, чтобы догнать Европу. Сильные, фактурные личности встречаются не только среди царей — о многом свидетельствуют и запоминаются образы Андрея Рублёва, Лжедмитрия, Степана Разина, Александра Суворова, Сперанского, Ломоносова, Столыпина...

Именно яркие образы и подробности жизни людей в разное время помогают пониманию истории в целом, созданию в представлении ребёнка широкого непрерывного полотна, панорамы событий. От расселения славян через раздробленность княжеств, монгольское иго, Московское государство, расширение границ, народные волнения; череду как просвещённых, так и слабых или эгоистичных монархов; через победы и поражения русской армии; через революции и время большевизма мы приходим к современной России — такой, какая она есть. В ней можно видеть отголоски прошлого и можно не повторять уже совершённые ошибки, но учиться на них, ощущая себя частью страны, имеющей богатейшую историю.

Можно добавить, что при изучении истории большую помощь оказывают всевозможные художественные произведения. Это и картины Васнецова, Сурикова, Репина; и множество стихов об исторических событиях или личностях; и великолепная историческая проза; и замечательные художественные фильмы (например, потрясающе многогранный «Андрей Рублёв» Тарковского, которого мы смотрим с шестиклассниками по окончании первой эпохи истории России).

Замечательным подспорьем могут быть поездки по древним городам. Оба наших шестых класса ездили в конце учебного года по северо-западу России, получая личные впечатления об истоках Руси. Их впечатления описаны в вестниках №№ 16 и 21.

Итак, изучение истории может дать ребёнку ощущение причастности к жизни страны — через понимание прошлого приходит лучшее понимание настоящего. Но есть и ещё один аспект, который дарит нам история. Какими бы разными ни были прошлые времена, в том числе тёмными и тяжёлыми, в них всегда есть место светлым образам, которые облагораживают всё вокруг себя одним своим существованием. Именно эти образы могут быть маяками на пути растущего ребёнка, именно история предлагает множество примеров, достойных восхищения и подражания, и показывает, что свет человеческих сердец светил и будет светить во все времена.

Наталья Владимировна Захарова,
классный учитель 7 класса
Софийский собор в Новгороде (из тетради 6-классницы) Воскресенский монастырь в Угличе (из тетради 6-классницы)