Иван Грозный
В седьмом классе при изучении истории России мы знакомимся с личностью Ивана IV. Его образ, запечатлённый на картинах Васнецова и Репина, был описан в сочинениях семиклассников.
Образ Ивана Грозного на картинах И. Е. Репина и В. М. Васнецова
Разные художники представляют себе этот образ по-разному. Сюжеты на их картинах тоже разные: у Репина изображена сцена, когда Иван Грозный убивает своего сына Ивана, а у Васнецова он просто стоит на лестнице в горнице, одетый в царские одежды, очень величественный. И всё же у картин есть что-то общее. Например, атмосфера ненависти, жестокости. На обеих картинах фон очень тёмный, почти чёрный. И чтобы еще больше показать эту темноту, художники использовали светлые цвета для контраста. На картине Васнецова царь одет в достаточно светлую одежду по сравнению с фоном, а его воротник вообще почти белый. На картине Репина сам царь одет тоже в чёрное, и только на его сыне Иване светлый золотой костюм. У Репина более важную роль играет атмосфера: всё в комнате раскидано по полу, ковёр смят, на нём валяется жезл. У Васнецова, наоборот, всё расставлено в порядке, и только поза и мимика Ивана Грозного показывают эту атмосферу. Глаза его смотрят с ненавистью из-под нахмуренных бровей, рот искривлён, как змея, что тоже указывает на его злобу. На нём узорные одежды и красные сафьяновые сапоги. На голове чёрная шапка с нашитыми на ней иконками, на руках чёрные перчатки с гербом Руси. В правой руке он держит чётки, левой сжимает украшенный жезл. На этой картине изображено ожидание, когда внешне ничего не происходит.
На картине Репина, наоборот, изображено не спокойствие, а уже случившееся безумное событие. Иван Грозный, одетый не в богато украшенные одежды, а в чёрные «лохмотья», поддерживает костлявыми руками тело и окровавленную голову своего сына. Глаза его полны безумия и сожаления, в них как будто проносится вся его жизнь. На его жилистой голове всклокочены редкие волосы. Если на картине Васнецова атмосфера ненависти, то на картине Репина — безумия и сожаления.
Но мне Иван Грозный как царь больше представляется таким, какой он есть на картине Васнецова.
Образ Ивана Грозного на картине Репина
Страх, безумие, ужас отразились на лице и особенно в глазах царя на картине Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Здесь изображён царь, обхвативший руками убиенного сына своего. Эта ситуация даёт яркое представление о непредсказуемости характера Грозного Государя. Минуту назад он ударил в гневе своим жезлом, валяющимся рядом, сына, а теперь перед ним предстал весь ужас положения, он осознал, что он сделал... Иван держит сына, стоя на коленях, на нём нет царских одежд. Он одет в чёрное. Головного убора на нём нет, лишь редкие волосы торчат и это придаёт образу некую несобранность, неумение контролировать ситуацию. Чёрные же одежды делают царя мрачным, как будто немного отстранённым от мира сего на фоне белых одежд убиенного сына государева. В комнате царит хаос, ковёр смят, на заднем плане валяются какие-то вещи. Задний план сильно затемнён, он почти чёрный. Гнетущей, невероятно тяжёлой кажется атмосфера. Главным на этой картине, мне кажется, являются глаза Ивана Васильевича, ничто больше так не передаёт тот кошмар, который творится в душе царя. В комнату еле-еле проникает свет через маленькое окошко в конце комнаты, кажется, будто темнота, хаос, ужас, смерть не хотят впускать в комнату дневной солнечный свет и выталкивают его из помещения. Глядя на эту картину, трудно представить, что через некоторое время бушующие сейчас чувства царя в его глазах скроются снова под маской грозного величия, уверенности царя в себе.
Посредством этой картины Репин как бы заглянул в душу царя, поймал один из довольно редких моментов, когда здравый смысл побеждал жестокость и гнев в душе Ивана Грозного и правитель с невообразимым ужасом взирал на действительность, осознавал бесконечность своей вины...