Вестник № 1(27) Сентябрь 2013 - Январь 2014 г.

Поездка в Тюбинген

Дружественная нам зеленоградская школа «Согласие», в которой в прошлом учебном году 8 класс был на эпохе анатомии и живописи, на этот раз сделала нам подарок: наш 9 класс смог присоединиться к поездке их 9-го класса в партнёрскую школу города Тюбингена. В этом номере вестника можно ознакомиться с нашими впечатлениями от поездки, а также с выдержками из сочинений зеленоградцев.

* * *

Тюбинген, Германия. Вальдорфская школа, созданная сразу после II мировой войны. Долгое время находилась в одном месте, затем получила землю и выстроила для себя два больших здания. Позже к ним добавилось ещё одно. У школы есть свой сад, рядом лес, на соседнем участке вальдорфский детский сад.

Мы провели в этой школе почти две недели. Были на разных уроках и в мастерских, обедали в столовой, осмотрели сад, были в лесу.

Школа двухпоточная, в ней учатся 800 человек, с 1-го по 13-й классы. Наших девятиклассников принимал 11-й класс, так как девятые и десятые классы были в отъезде на практиках. На уроках наши ребята пересекались с учениками 6-го, 8-го и 12-го классов. Совместными были уроки русского языка, эвритмии, музыки. Наши ребята смогли поработать с деревом, в переплётной мастерской, создать несколько живописных полотен. Сама я побывала ещё на уроках в 1-м и 3-м классах. Что же можно сказать о школе, подводя итоги поездки?

Ученики – свободные, радостные, с удовольствием прекрасно поют и рисуют. Меня особенно покорило ангельское пение на голоса младшего хора (2-4 классы) и импрессионистские картины 10-го класса.

Отдельно хочется сказать о пространстве школы. Оно влияет на детей и взрослых, вообще на весь процесс.

Классы просторны и практически без вещей, только в младшей и средней школе картины на стенах. Ни шкафов, ни книг, даже цветочных горшков почти нет. В специальных кабинетах (химии, физики) не была, наверное, там по-другому. Была в кухне, специально оборудованной для уроков – там всё убрано в шкафы, а каждый стол одновременно включает в себя ещё и раковину, и духовку. В мастерских тоже просторно, инструменты разложены в шкафчиках, поэтому есть ощущение пустынности. Даже незавершённые работы убраны и не видны, пока не придут дети и не достанут их.

Практически нет прямоугольных помещений: классы могут немного выступать в коридор или иметь угол между стенами больше 90 градусов, от этого есть ощущение, что пространство «дышит», что оно живое, подвижное.

Строгость, простота, не прямолинейность, большие объёмы воздуха, много света благодаря большому количеству окон (помещение для живописи высотой метров 6 имеет одну полностью стеклянную стену), внутренний двор для старшей школы, ещё один двор для младших, свой сад и лес, участки для спорта и игр – пространство настолько проработано, что само формирует привычку к порядку, к свободе (не зажатости), к сплочённости (чтобы не потеряться). Есть в школе и то, что присуще, на мой взгляд, всей Германии – рациональность. У нас меньше света и тесные помещения, но есть тепло и уют, которых я не обнаружила там.

Как хорошо, что можно смотреть и сравнивать, тогда можно перенимать что-то лучшее и одновременно больше ценить то, что имеешь.

Захарова Наталья Владимировна,
классный руководитель 9 класса

* * *

До этой поездки я уже два раза ездил в Германию, но всё равно в этот раз я открыл для себя ещё много нового. Кроме того, мы много куда ездили и ходили и поэтому у меня так же ещё и много впечатлений (и фотографий).

Когда мы прилетели в Штутгарт, мы сели на автобус и доехали до Тюбингена, до банхофа (это так у них называется железнодорожный и автовокзал). Через этот вокзал, оказывается, проходят почти все (а может, и все) автобусные маршруты города, а так как вокзал находится в центре города, то это достаточно удобная система. Нам дали специальные проездные карточки, по которым, как оказалось потом, можно проезжать даже в соседние города. Ещё меня удивило, что все автобусы там практически одинаковые (что в городе, что междугородние), в отличие от наших. Ещё у них в автобусах висят экраны, на которых написаны следующие остановки. Так же меня удивило, что автобус не будет останавливаться на остановке, если никто не нажмёт кнопку STOP.

Я жил в семье у Кристофа, почти на краю города. Но, в отличие от некоторых, мне не пришлось ездить в школу на автобусе, потому что она находится недалеко от их дома. Меня удивило, что улица, на которой мы жили, кольцевая. В семье я говорил по-немецки, потому что по-русски они не умеют, а по-английски я говорю хуже, чем по-немецки. Да и вообще, я же приехал в Германию. Несмотря на то, что считается, что немцы на завтрак едят одни бутерброды, меня кормили овсянкой.

Меня очень впечатлила школа. У неё есть три больших здания, свой сад, огород, загон для коз, ещё несколько домиков – территория очень большая. Мне понравилось, что формы зданий построены не по прямым углам, как это часто бывает в России. В самой школе мне понравились неровные коридоры и доски, которые можно двигать вверх и вниз, а ещё окна, у которых есть деревянные рамы, скошенные сверху. Меня впечатлили размеры зала и спортзала. А также одно из зданий школы, построенное на деньги города. У него на втором этаже целая стена сделана из стекла, и смотрит на север. Там находится художественная мастерская.

После школы мы обязательно куда-то ходили или ездили. Не было почти ни одного дня, когда бы мы сразу после уроков пошли домой. Несколько раз мы с нашими ребятами гуляли по городу. Меня впечатлил не столько город (я уже раньше видел похожие города), сколько его перепады по высоте, особенно в центре. Например, можно было увидеть дом с угла, и с одной стороны от него дорога идёт в гору, а с другой – вниз. Так же мне очень понравилось, когда мы восходили на гору к замку Лихтенштайн. Там был очень красивый вид. Мне даже не настолько понравилось внутри замка (к тому же там нельзя было фотографировать).

Не очень мне понравился поход в монастырь Бебенхаузен. А поездка на фабрику Риттер Спорт мне, конечно, понравилась; но я думал, что нас впустят в цеха, а там только была мастерская, где каждый «отлил» по две шоколадки. Зато там в магазине был дешёвый шоколад, и мы закупились по два килограмма. Была у нас также поездка в Штутгарт, в зоопарк, но в то время, как мы там ходили, полил дождь, который испортил всё впечатление (да, к тому же, половины животных не было видно). Зато мне понравилась площадь в Штутгарте, откуда видно несколько замков.

В целом поездка мне понравилась, хотя у нас, как мне показалось, было мало уроков с классом, к которому мы приехали. У нас было много уроков русского в разных классах, но мне не очень понравилось. Но в целом от поездки осталось хорошее впечатление.

Фёдор Линецкий, 9 класс

* * *

Я в Германии первый раз. И то, что я здесь увидела, в общем соответствовало моим представлениям о ней. Мне всегда казалось, что Германия – очень продвинутая, модернизированная страна. Но представить это было трудно.

Тюбингенская вальдорфская школа, которая нас принимала, оказалась просто огромной. У них есть три больших здания, и, кроме того, сад с теплицами; козы. У них есть разные мастерские: мы поработали в деревянной и переплётной. Также у них есть кузница. Для меня было бы просто сказкой учиться в такой школе.

Разумеется, я заметила много различий между Россией и Германией. Когда попадаешь в другую страну, сразу чувствуется другая атмосфера, по крайней мере здесь это было очень явно. Трудно было мне привыкнуть к тому, что всё всегда рядом, всегда под боком, всегда готово. Маленькие расстояния производят странное действие, они меняют меня как-то изнутри, и я уже сейчас, за десять дней, поняла, что я не хочу жить в Европе. У меня такое чувство, что мне тесно здесь. Я бы может и хотела пожить здесь и поучиться в этой прекрасной школе, может месяц или даже год, чтобы почувствовать, как живут другие люди, но сама стать такой я бы не хотела, потому что всё-таки я русская. И именно здесь, в другой стране, это лучше всего чувствуется.

Когда до соседнего города ехать семь минут, когда не надо мыть за собой даже стакан, потому что есть посудомоечная машина, всё кажется каким-то нереальным, создаётся впечатление, что всё есть, и я начинаю терять счёт времени и терять себя. И поэтому я понимаю, что Германия, такая прекрасная страна – не моя страна.

Но это всегда удивительно и интересно – окунуться в другую жизнь, где всё иначе. И я очень благодарна людям, которые с такой готовностью приняли нас, хотя и им, я думаю, было многое в нас непонятно. Мне очень понравился этот чудесный холмистый городок Тюбинген, эта огромная прекрасная школа. Огромное спасибо!

Мария Кренёва, 9 класс

Из сочинений учеников 9 класса школы «Согласие»

...Тюбинген – это очень красивый маленький город. Здесь много маленьких домов с красными крышами, зелени и улыбчивых людей.

...Я не ожидала увидеть в ванной комнате две раковины и две душевые кабинки.

...Люди в Германии очень много улыбаются. Честно говоря, это немного раздражает. Нет, я, конечно, не против, но... я явно не привыкла к такому всеобщему счастью, ха-ха.

...Столовая у них в школе очень хорошая. Можно выбирать, что ты хочешь есть и пить. Салат себе можно сделать самому и выбрать заправку. А вот у нас в школе приходится есть, что дают, или вообще не есть, а еда зря пропадёт. Да, я точно хочу такую столовую!

...Было не сложно вставать в половине шестого, но удивительно, что уроки в школе начинаются в 7:50.

...Я жила у Катлин и несколько первых дней я удивлялась её маме. Она не разрешала мне мыть посуду после себя.

...Дом, в котором я жила эти две недели, походил на джунгли. Везде были какие-нибудь растения и очень много разных животных.

...Меня удивило то, что все маленькие дети ходят в школу не причёсанные.

...Когда мы ходили в Лихтенштайн, меня удивило, что Бенита взяла с собой керамическую тарелку и то, что все немцы принесли только себе сосиски и конкретно ждали, пока приготовятся их сосиски, а Бенита взяла с собой вилку и нож.

...Я не ожидал увидеть такую большую школу. Её масштабы меня просто поразили.

...Трудно было привыкнуть к разделению мусора.

...Мне бы хотелось, чтобы и у нас были маленькие домики в центре города, маленькое количество машин и большая школа.

Октябрь 2013 г.