Вестник № 1(27) Сентябрь 2013 - Январь 2014 г.

О первом классе

«Колокольцы первого класса»

Словно колокол, нет, скорее целый колокольный набор, какие висят в церковных звонницах – от малого до великого колоколов – гремит школа в особняке на улице Волкова, оглушая тех, кто находится рядом и хорошо слышимая находящимся окрест. Фоном, услышать который возможно лишь в тишине, гудит она для тех, кто находится столь далеко, что уже не может видеть её глазами. Слабым, едва различимым на самой границе восприятия отзвуком доходит до каждого из людей, живущих в этом мире. Звук этот, уже избавившись от своего физического тела, одним лишь духом своим достигает каждого из уголков мироздания, слышимый иерархиям, недоступным человеческому восприятию…

Но вернёмся туда, где оглушающий, заполняющий собой всё окружающее пространство и время грохот школы не оставляет в мире ничего кроме себя – в жизнь учителя первого класса. Конечно, я говорю не совсем правду – бывают моменты, когда я могу ненадолго отойти в сторону настолько, чтобы иметь возможность различать другие звуки этого мира. Но, как и каждый звонарь, бываю вынужден вскоре вернуться в царство безраздельного владычества колокольного звона, дабы добавить силы и скорости движению тяжелого языка, ударяющего в гудящие стены. Ибо без звонаря колокол затихнет. Моё счастье, что на звоннице я не один, что есть те, кто как минимум не меньшую часть собственной жизни отдают в уплату неумолчности переливов нашей мелодии, имя которой «Сотворение».

Особенной темой в общем звучании выделяется мелодия первого класса – одного большого колокола и пяти малых колокольцев. Для всех шестерых наша мелодия очень нова – мы играем её лишь первый учебный год. Временами к теме первого класса присоединяются другие колокола – колокола родителей и приходящих учителей. В особенный резонанс вступают пять колокольцев первого класса с двумя средними колоколами девятого. У них рождается своя собственная мелодия, настолько самодостаточная, что часто пытается выйти и порой действительно выходит из границ ритма, задаваемого двумя большими колоколами классных учителей. Благо, что это не происходит на уроках. Но и на уроках мне не всегда удаётся переигрывать малые колокольца, удерживая их от соблазна выйти за пределы создаваемой мною мелодии. Порой их молодые и полные жизни, не терпящие никакой чопорности, фальши или мёртвой завершённости голоса одерживают верх над звучанием моего колокола, и я бываю вынужден сменить ритм моих ударов, принося мои планы в жертву гармоничности мелодии. Я не всегда знаю, отчего это происходит – быть может, я утрачиваю должную глубину концентрации или начинаю лениться и ударяю в колокол с недостаточной силой. А я и действительно, в силу моей непривычности к подобному труду, трачу очень много сил, чтобы удерживать в повиновении нашу часть мелодии. Так много сил, что после окончания ежедневных совместных звонов часто бываю вынужден уходить домой и спать в течение нескольких часов, прежде чем бываю в состоянии делать достаточно эффективно что-либо ещё нужное и полезное.

Но иногда кажется, что я не могу упрекнуть себя в своей игре ни в лени, ни в невнимательности, а сыграть задуманную мелодию на желаемом мною уровне качества всё же не удаётся. Это бывает так и от того, что, по собственной неопытности, выбираю ещё слишком сложную или, наоборот, недостаточно интересную для нас мелодию. Но бывают случаи, когда дело вовсе не во мне. Разовые диссонансы бывает возможно списать на расположение звезд, но если какофония затягивается, то единственным разумным, а зачастую и абсолютно верным объяснением является усталость звонарей. Конечно, каждый из нас всеми силами помогает всем остальным. В то время как один или даже два колокольца не могут играть вместе со всеми, у нас остаётся при этом возможность ценой собственной скорейшей усталости удержать мелодию. Но когда усталость настигает всех и все малые колокольцы и большой колокол начинают звонить каждый на свой лад, я бываю вынужден прибегать к экстренным мерам. Самая действенная из них – достаточно длительный отдых. И, должен сказать, что до сих пор положенного нам общепринятого времени отдыха не хватало для того, чтобы восстанавливать свои силы: нам приходилось раньше времени уходить на каникулы или увеличивать выходные. Нашу чрезмерно быстро наступающую усталость можно объяснить тем, как глубоко и качественно мы занимаемся нашим делом. Или же тем, что в недостаточной степени восстанавливаем силы в наше свободное от общей игры время. Вероятно, так или иначе верны оба объяснения.

Я смог достаточно подробно описать встающие перед нами трудности, но я оказываюсь не в состоянии описать наши успехи – ибо невозможно передать красоту рождающейся музыки словами! Приходите и посмотрите на наши тетради. Посмотрите на наших первоклассников и послушайте наше пение – и, может быть, вам удастся разглядеть в этом след лёгкого намека на то величие и громкость, и на едва слышимые переливы, на высочайшие взлёты и глубочайшие падения, которые звучат у нас на уроках!

Тимофей Игоревич Сакуров, классный учитель 1 класса


* * *

Следующий текст был написан мною для сообщества «Гармоничный ребёнок» в Живом Журнале пару лет назад. На мой взгляд, сейчас он достаточно уместен здесь — в связи с темой первого класса.

Давно живёт идея пройтись по школьным годам и посмотреть, что именно является задачей в каждом из классов и какими способами эти задачи реализуются. Я попробую начать.

Итак, первый класс. Ребёнок приходит в школу, будучи готов слушать учителя (у него уже появилась потребность в авторитете), работать самостоятельно и в группе. Он живёт в мире образов и фантазии гораздо больше, чем в конкретной реальности. Абстрактные понятия для него пусты и лишены смысла, в нём ещё не выросли (не созрели) инструменты для их восприятия.

На понимании этого базируется программа 1-го класса вальдорфской школы. Ежедневно в течение года учитель рассказывает, а ученики пересказывают сказки, в основном народные, полные глубокого, не лежащего на поверхности, смысла. Сказочные образы питают душу ребёнка, наполняют её. Именно из образов постепенно, шаг за шагом, через специально созданную учителем историю ребёнок знакомится с буквами. К концу года он читает свободно, но не «на скорость».

Знакомство с арифметикой идёт через поиск качеств чисел, математические действия вводятся через образы, помогающие легко усвоить характер каждого из четырёх действий. У детей много заданий, связанных с переживанием качества звуков, цветов, вкусов, собственных движений – как на уроках музыки, живописи, эвритмии, так и на ритмической части главного урока. Рисование форм помогает ребёнку в освоении пространства – как на листе бумаги, так и в окружающем мире. Даже самые простые формы помогают ребёнку укрепиться, собраться или расслабиться...

А ещё в первом классе есть огромное количество стихов, азы вязания, погружение в атмосферу (звучание) иностранных языков, разговоры о погоде и природе...

Можно продолжить такой краткий обзор обучения по всем классам, можно углубить рассмотрение материалов. Буду рада обратной связи, если тема окажется интересной и необходимой.

Наталья Владимировна Захарова