В мае текущего года в школе «Со-творение» прошли несколько встреч с родителями, ищущими для своих детей несколько другого образования, чем то, что в настоящее время предлагают государственные и частные школы. На этих встречах мы обсудили вопросы, касающиеся методики преподавания в школе «Со-творение», особенностей педагогической работы с детьми в различные возрастные периоды, способов преподнесения материала, практикующихся в школе.
Первое, что меня приятно удивило, это было то, что на встречу пришло достаточно много родителей, которые болеют за судьбу своих детей, и хотят что-то изменить в сложившемся традиционном пути «детский сад — государственная школа».
Несмотря на насыщенную программу встреч и обилие тем, которые обсуждались на них, основное, что, в частности, я понял и хотел бы отметить — это то, что родители не должны бояться брать ответственность за судьбу своего ребёнка в целом и его образование в частности на себя, независимо от выбора школы и методики преподавания. Если мы хотим повлиять на образование ребёнка, то ни в коем случае нельзя всецело полагаться на школу, какой бы хорошей она ни была, необходимо постоянно не просто принимать участие в образовании, а учиться с ребёнком вместе, отслеживать его состояние, стараться заинтересовать, объяснить и помочь. Причём это не должно быть родительским долгом, в этом необходимо действительно заинтересоваться, и тогда обучение не будет отстранённым образовательным процессом, а будет составной частью семейной гармонии.
К сожалению, не все родители, даже присутствующие на этих встречах, на мой взгляд, понимают это, и в результате мы ищем школу, в которую, на наш взгляд, следует отдать ребёнка для того, чтобы он получил необходимые с точки зрения родителей знания, причём школа в идеале должна сделать это сама. Но когда мы отдаём ребёнка в школу, в которой он проводит бoльшую часть времени, мы фактически изымаем ребёнка из семьи, а стоит ли это полученных в этой школе знаний, особенно для детей младшего возраста — вопрос. Поэтому мне кажется, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, необходимо, чтобы школа вошла в семью, т.е. родители должны не просто принимать активное участие в жизни школы — они должны быть частью этой жизни.
В заключение хочу сказать большое спасибо организаторам встречи за то, что позволили задуматься.
Мысли об образовании
— Почему я пришла на встречу?
— Моей дочери пять лет. Она ходит в вальдорфский детский сад, и было бы, наверное, логично пойти в вальдорфскую школу. Но мне не хотелось бы делать неосознанный выбор. Я ничего не знала о том, как строится образование в вальдорфской школе. Мне было очень интересно об этом узнать. И поэтому, когда предложили встречи, это было, что называется, в тему.
— Чего мы ждём от образования?
— Так чтобы ждать — ничего не ждём, просто хотим, чтобы наш ребёнок научился общечеловеческим навыкам, которые нужны ему в жизни: умению слушать и слышать, быть доброй, отзывчивой, уметь постоять за себя, уметь отстаивать свои интересы, иметь чувство юмора, чувство прекрасного, и, главное, умению самой учиться. Раньше, возможно, я ждала от образования знаний. Ну, что знания, которые нам давали в школе? Успешно забыты. Поэтому я хочу, чтобы школа научила моего ребёнка учиться и любить учиться.
— Мы хотим пойти именно в вальдорфскую школу?
— Да, потому что я верю, что эта педагогическая методика даст моему ребёнку то, что, как мне кажется, ей нужно и поможет ей раскрыться и познать саму себя.
— Посоветовала бы я другим идти в вальдорфскую школу?
— Да, конечно да. И мне очень жаль, что таких школ так мало.