Вестник № 2(21) Январь – Июнь 2011 г.

Вальдорфский садик. Впечатления мамы

Про вальдорфскую педагогику я узнала случайно из разговора с одной мамой. Она сразу меня заинтересовала своими необычными «находками». Мне стало интересно, почему так важно рассказывать сказки, а не читать их? Почему при рисовании используются только три краски? Почему так важно, чтобы ребёнок не смотрел телевизор? Почему не следует заниматься «ранним развитием» и закаливанием?

Я стала ходить на встречи, семинары, читать литературу. За это время мой взгляд на воспитание значительно изменился.

Моя дочка сейчас ходит в обычный садик, и мы с мужем обсуждаем возможность её перевода в вальдорфский. В нашем городе их два. Расскажу про школу (садик) «Со-творение».

Школа «Со-творение» — это замечательный пример того, как родители, взяв в свои руки воспитание (в детском саду) и образование (в школе), достигли завидных успехов и в том, и в другом.

Чаще всего, когда мы отдаём ребенка в школу или в сад, мы просто доверяем его другим людям и больше никак не участвуем в жизни сада или школы. Конечно, помогаем материально, ходим на родительские собрания, покупаем сладости и подарки к праздникам, но в основном наше участие на этом и заканчивается. Ребёнок бoльшую часть времени живёт своей жизнью, о которой мы не так много знаем.

Поэтому особенно приятно смотреть на маму, которая поступила по-другому и выбрала вальдорфский детский сад. Она принимает активное участие в жизни садика, она твёрдо уверена, что её ребенку хорошо среди знакомых людей, разделяющих её взгляды на воспитание. Она может влиять на решения, принимаемые в саду, участвовать в организации мероприятий.

Один раз мы были у них в гостях. Небольшой домик, как сказочный. На участке курятник. Мою дочку оттуда было не увести. Ребёнок, растущий в городе. «Мама, эти курицы всё едят!». Пока они с папой кормили курочек, я разговаривала с воспитательницей в доме. Есть игровая, спальня, кухня. Все игрушки сделаны своими руками, все из натуральных материалов. На кухне готовится домашняя еда, никаких сосисок, колбасы и консервов — беда муниципальных садиков. Тихо, тепло, уютно и очень по-домашнему.

Их жизнь интересна и разнообразна. Детей старше 3 лет не делят по возрастам. В саду разновозрастные группы. Это даёт детям возможность получить разнообразный опыт общения. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим. Эта группа похожа на многодетную семью.

В саду не проводятся традиционные занятия, направленные на раннее развитие, вместо этого большое внимание уделяется свободной игре, творчеству и развитию фантазии — всему тому, что питает детскую душу. Большое внимание уделяется ручному труду. У детей есть замечательная возможность почувствовать, как это — сделать что-то своими руками, при этом ребёнку предоставляется максимум свободы творчества. Ему не дают заранее выполненный образец, который он должен непременно повторить.

Отдельно следует сказать о праздниках. Они совершенно не похожи на праздники в обычном детском саду. Как правило, в садиках на детских утренниках родители присутствуют как гости, а дети поют песни, рассказывают стихи, всё выглядит очень мило, дети «изображают праздник». В вальдорфском саду праздник сущностный. Он переживается всеми: и родителями, и детьми. В нём нет того показного элемента, к которому мы так привыкли. Дети к празднику готовятся, его «проживают» и потом ещё некоторое время в него играют.

Мы принимали участие только в одном — Масленице. Было замечательно. Мы водили хороводы, пели песни, брали штурмом снежную крепость, сжигали масленицу, участвовали в многочисленных конкурсах. Моя дочка смотрела на этот огромный костёр всё время, пока он горел. А потом ещё не одну неделю всем рассказывала, как горела масленица. Я впервые попробовала сбитень. Очень понравилось. Праздничные гулянья устраивались во многих местах в городе, но они скорее изображали праздник Масленицы. Чучело, костёр, блины, чай, спиртное. Здесь же у меня было ощущение, что я переместилась лет на 100 назад во времени. Тогда устраивали такие игры и конкурсы. Особенно меня поразили блины, которые пекли прямо на улице на горящих пеньках. Одним словом, масса впечатлений и приятных эмоций. Спасибо организаторам!

Помимо праздников в саду живут замечательные традиции. Есть определённый ритм дня, недели, года, который создаёт у ребёнка ощущение постоянства и стабильности. В течение дня поются определённые песни, водятся хороводы, обыгрываются какие-то события дня. Из года в год повторяются одни и те же события: Праздник урожая, Праздник фонариков, Рождество, Масленица, Пасха и т.д. Каждое из них даёт ребёнку возможность прочувствовать изменения в природе, связанные со сменой времён года.

Через праздники, традиции, сказки воспитывается благоговейное отношение к природе, к пище, религиозное чувство. Для современных детей, которые большую часть времени проводят в городе, которые многих животных и многие растения могут только в книжках увидеть, это особенно важно.

То, что ребенку в вальдорфском саду будет лучше, чем в любом другом, у меня не вызывает сомнений. Хотя при принятии решения о садике родителям надо решить для себя множество самых будничных вопросов.

Если этот садик находится далеко от дома, на дорогу будет уходить минимум полтора часа в день, смогу ли я при моей занятости найти на это время?

Если после того, как отвезу ребёнка в садик, я еду на работу. Это значит, мы рано утром встаём и рано вечером ложимся. При этом много времени тратим на дорогу. У нас останется время на то, чтобы просто пообщаться друг с другом?

В вальдорфском саду есть летние каникулы. Они длятся минимум два месяца. Кто будет сидеть с ребёнком?

Насколько сложно будет для меня платить за садик?

То, насколько у ребёнка в таком садике будет интересная и насыщенная жизнь, во многом зависит от усилий родителей. Там организовываются замечательные праздники, поддерживаются разнообразные традиции, очень много ручного труда. Все игрушки делаются вручную. Что я смогу сделать для садика?

В любом садике готовят к школе. В вальдорфском садике — к вальдорфской школе. Поэтому лучше заранее задуматься о возможности пойти в вальдорфскую школу.

Вальдорфская педагогика — это определённый взгляд на воспитание, которого должны придерживаться не только воспитатели, но и в первую очередь родители. Это формирует определённый образ жизни для всей семьи, очень здоровый и гармоничный, на мой взгляд. Важно, чтобы он разделялся всеми членами семьи.

Бытовые вопросы всегда можно решить. Важно помнить о том, что детство — это тот период, когда все события воспринимаются живо и очень эмоционально, и окружение ребёнка оставит глубокий след в его душе на всю жизнь.

Анна Коновалова