Вестник № 1(20) Сентябрь - Декабрь 2010 г.

16 дней в Школе без классов

Когда мы читаем на упаковках продуктов процентное содержание белков, жиров и углеводов, мы навряд ли думаем о том, что всё живое в мире состоит из этих же компонентов. Всё, включая и нас, людей.

Тела людей и животных большей частью построены из белка — это и мышцы, и сухожилия, и волосы (шерсть), и ногти, и зубы. Самое удивительное, что нет в мире двух одинаковых белков, у каждого человека или животного свои собственные белки, да что там — у каждого органа они свои, уникальные!

Растительный мир имеет вес и форму благодаря целлюлозе и крахмалу, а они никогда бы не возникли без глюкозы. Волшебное превращение света, воды и углекислого газа в глюкозу дарит нам все сахара, делает возможной в конечном счёте как рост, так и жизнь — растений, животных, да и человека.

А жиры? Спасающие от холода, а кого-то — и от голода, покрывающие тонкой (а у кого-то и толстой) защитной оболочкой тела людей и животных, дающие свет через светильники и дарящие волшебные запахи эфирных масел... Без нефти — а это тоже жир, так называемое минеральное масло, — жизнь современного человека вообще трудно представить.

Эти вещества — белки, жиры, углеводы, — создающие жизнь и создаваемые жизнью, были предметом эпохи органической химии 8 класса, которую проводил в Самурской Гунтер. Под его же руководством и восьмой, и шестой класс занимался минералогией. Мы много ходили, ездили и смотрели на породы, находили аммониты, изучали круговорот камней в природе и шлифовали найденные нами камни осадочных пород с вкраплениями древнейших ракушек...

У ребят была возможность учиться, работать, читать, отдыхать, петь и играть на флейтах. Взрослым — Гунтеру, Елене Бадановой, Анне Михайловне Дарий, Ирине Николаевне Андреевой и мне, — тоже удавалось обсуждать интересующие нас темы — две с половиной недели были прекрасно наполнены.

Можно попробовать услышать отголоски прошедшей эпохи через фрагменты текстов из учебников ребят.

Наталья Владимировна Захарова, классный учитель

* * *

Роль белков, углеводов и жиров в жизни людей и животных очень важна, ведь углеводы составляют основную пищу людей и некоторых животных, белки составляют плоть людей и животных, а жиры делают людей и животных более защищёнными.

Углеводы рождаются только у растений и только в присутствии тепла и света. В растении с помощью жизни соединяются свет, вода и углерод, эти элементы сами по себе не соединяются. Разные углеводы отличает только то, что у них разная пропорция этих трёх элементов. Если бы на земле не было бы углеводов — не было бы травоядных. Хищникам и всеядным нечем было бы питаться, кроме как теми же хищниками. Постепенно хищники и всеядные съели бы друг друга. Вывод: без углеводов на земле не было бы жизни. Благодаря углеводам жизнь продолжает существовать и взаимоподдерживаться (кругооборот кислорода и углекислого газа). Человек же использует углеводы не только для еды, дерево используют для строительства домов, бумаги; лён и хлопок, тоже углеводы, используются для шитья одежды.

Фёдор Цветков, 8 класс
Рисунок на доске «Глюкоза» Гунтер проводит опыт

* * *

Углеводы — это глюкоза, крахмал и целлюлоза. Углеводы появляются в растениях. Целлюлоза нужна для того, чтобы растение держало форму; крахмал для того, чтобы сохранять корни и семена, в коих он и содержится; глюкоза же не может содержаться в растении в чистом виде и превращается в целлюлозу и крахмал. Углеводы создаются с помощью жизни.

Максим Калинин, 8 класс

* * *

Жир (если им помазать руки) будет служить перчатками-невидимками. Из жира делают мыло. Есть такая болезнь, когда жир уходит и становится больно, даже если тебе просто пожмут руку.

Диана Одегова, 8 класс

* * *

Жир есть в семенах, животных, рыбах и человеке. Из жира делают масло. Жир в человеке собирается в мозгах и тоже помогает мышлению. Ещё он защищает почки и вообще человека.

Белок возникает в бобовых растениях, и в животных, и в человеке. В бобовых он в большом количестве собирается в семенах, а в живых существах: в мясе, сухожилиях, мышцах, волосах, рогах, ногтях.

Елена Цветкова, 8 класс

* * *

Белки — это то, из чего состоят наши мышцы, ногти, волосы, хрящи. В белке содержится много всего: кислород, азот, водород и углерод. В яйце, когда появляется цыплёнок, он получает питание для роста и жизни из белка, который его окружает. Белок умеет сворачиваться и становится мягким, но не растекается. Для этого он содержится в крови, чтобы если появилась ранка, кровь сразу же затвердела и закрыла ранку. В растениях белков не очень много, но в бобовых его очень много. Из-за этого бобовые вьются.

Александр Долганов, 8 класс

Кругооборот пород

На земле всегда всё движется: идёт дождь и разрушает горы; текут реки и переносят песок, камни, глину, останки животных в моря и океаны; дуют ветра...

Под землёй тоже всё движется. Давным-давно появились прапороды. Например, гранит. Поднимаясь, эти породы образуют горы.

Осадочные породы образуются в реках, в морях, в океанах, болотах из всего, что принесли реки с гор, из остатков растений, из мелкой живности...

Всё это постепенно опускается под землю и перемешивается под давлением. К этим метаморфическим породам, например, относятся мрамор и графит. Эти минералы могут выходить на поверхность, а могут и ещё опускаться и сильно нагреваться. Во время извержения вулканов они могут вырываться вместе с магмой на поверхность.

Фёдор Линецкий, 6 класс
Рисунок на доске «Кругооборот пород»

* * *

На дне морей и океанов есть такие животные, которые чистят моря. Эти животные как губки. Они забирают в себя воду, потом отдают её чистой и набирают новую. Они бывают разного размера — как маленькие, так и большие. А ещё в море есть морские растения, которые, когда умирают, некоторые попадают в камни и через много тысяч лет их можно найти далеко от моря.

Александр Одегов, 6 класс

Жизнь

Жизнь на земле есть благодаря солнечному свету. Если бы не было солнца, то не было бы ни растений, ни животных, ни нас — людей.

Растения берут из земли воду и то, что им надо для того, чтобы расти. Но самое главное — они питаются солнечным светом. Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ, а растения наоборот — вдыхают углекислый газ, а выдыхают кислород. Они очищают воздух, благодаря им мы можем дышать.

Растения после того, как умирают, перегнивают, уходят в землю, становятся землёй. Траву съедают животные и некоторые дают нам молоко.

Остатки растений и животных являются питанием для земли, потому что несут в себе свет.

Мария Кренёва, 6 класс

* * *

Гунтер Гунтер Гунтер

У водопада У водопада
Никита за водопадом Бассейн на термальных источниках