Вестник № 1(20) Сентябрь - Декабрь 2010 г.

О родной речи

«Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.»
В.А. Сухомлинский

Никого из нас никогда не учили дышать. Родились – и дышим, и никому не придёт в голову утверждать, что кто-то дышит неверно, не по правилам. Впрочем, даже по способам дыхания существует масса рекомендаций – как дышать лучше, какой техникой дыхания можно излечиваться от болезней.

В каком-то смысле речь человека схожа с дыханием – «каждый пишет, как он дышит», обычно мы говорим не задумываясь над словами и оборотами своей речи. Тогда почему у одного каждая фраза ёмкая, образная, сочная и такого человека все готовы слушать и слушать, а у другого слова нередко выступают в настолько слабой связи друг с другом, что хочется спросить: «Ты сам-то понял, что сказал?» И говорят-то оба вроде на одном языке... Но ведь если представить себе двух человек, которым дали абсолютно одинаковые палитры красок, кисти и бумагу, – и предложили нарисовать один и тот же пейзаж, – легко понять, что двух одинаковых картин не получится. Нарисованные пейзажи могут быть как шедеврами живописи, так и примитивным нагромождением красок. Так и в речи – словами можно живописать, а можно говорить небрежно, мазками. И понятно, что для красивой речи, как и для любого другого умения, важны способность (талант) и усердие в обретении навыков. Овладение художественной, яркой речью невозможно без касания к гению языка, его глубинам и сокровищам. Именно поэтому, чем больше мы узнаём язык, его богатство и возможности, тем выше становится наша культура – и речевая, и духовная.

В изучении языка помогают различные упражнения – сочинения. Например, описание любимого места можно сделать в разных стилях, но непременно так, чтобы чувствовалось, что это место – любимое. Можно пробовать писать сочинения – настроения, связанные с размышлением на какую-то тему или с состоянием окружающего и внутреннего мира. Изучая части речи, можно делать на них сильный акцент и писать сочинения, где совсем нет, к примеру, местоимений (попробуйте без них обойтись!), – и других, где местоимениями заменены и существительные, и прилагательные. Тем самым мы развиваем чувство языка, наша речь обретает большую гибкость и ёмкость.

Здесь приведены некоторые из таких письменных речевых упражнений учеников 6 класса.

Наталья Владимировна Захарова, классный учитель
Текст, состоящий только из глаголов

Бесконечная история

Сидит. Встал, пошёл. Шёл, шёл, видит – сыплется. Подошёл, посмотрел, нагнулся, не удержался – покатился. Катится, катится; стал замедляться, остановился. Огляделся, прислушался – звякает. Встал, смотрит – не видит. Пробирается, оглядывается – звякает. Чувствует – не получается пролезть. Исхитрился, пролез. Звякать перестало, но начало храпеть. Слышит, а не видит. «Ну, – думает, – Пропал». Но не убегает, стоит, крепится. Подождал, подождал, развернулся и ушёл. Выбрался, осмотрелся. Отошёл, захотел есть. Достал, поел. Лёг и заснул. Слышит – крикнули. Испугался – проснулся. Сидит.

Фёдор Линецкий
Рассказ без местоимений

* * *

Утро было холодное. На траве лежал иней, но солнце уже поднималось из-за деревьев. На тропинке лежали жёлтые, красные и коричневые листья. Солнце освещало прозрачными, еле тёплыми лучами полуоблетевшие деревья. На ветке рябины сидела ворона и клевала красные ягоды. Становилось теплей. Иней начал таять...

Мария Кренёва
Два рассказа без существительных и прилагательных, с местоимениями вместо них

* * *

Он прыгнул вниз, там было такое что-то, что они внизу все нахлебались её. Потом он стал всплывать и пошли они, ну как их там назвать. И он всплыл, все они обрадовались, и он полез ещё раз на ту самую, и...

Александр Одегов

Под деревом

Было просторно. Везде что-то мельтешило. И наверное, кому-то от этого было весело. Но сегодня мне почему-то было грустно. Как же так! Всё сверкает, солнечно, где-нибудь недалеко, наверно, кто-то радостно прыгает, а я сижу тут и печалюсь. Чего же мне печалиться, ведь вокруг так красиво! И тогда я подумал, что надо мне тут что-нибудь смастерить, и стал делать что-то вроде того, что стоит недалеко. Я и сам не понимал, что это, но это что-то как будто улыбалось мне, и я тоже весело посмотрел на него. Оно немножко поблёскивало, и я вдруг развеселился. И мне тут сделалось так хорошо, что мне отсюда уже никогда не хотелось уходить.

Фёдор Линецкий
Ещё несколько текстов можно назвать пробой пера шестиклассников...

Свет

Огонь светит ярко. Когда сидишь рядом с костром, становится тепло, а порой даже жарко. Но если в сердце холод, то костёр сердце не согреет, как бы близко мы к нему не сидели.

Солнце светит очень ярко. Летом нам становится тепло, и даже жарко. Но внутри останется холод, если нас не греет внутренний свет.

Он приходит на Рождество. Он рождается вместе с Богом и согревает наши сердца в это холодное, тёмное время. Нам вдруг становится тепло, тепло внутри – в сердце, когда, может быть, нашему телу холодно.

Свет остаётся внутри. Он греет нас в течение года – иногда сильнее, а иногда меньше. Но свет, который светит снаружи – свет от костра, внешний свет – не может разжечь внутреннего света. Он может лишь вызвать отклик внутри. Когда мы смотрим на пламя свечи, мы успокаиваемся, уходим в себя. Внутренний свет начинает греть сильнее. Но сильнее всего он светит зимой, когда вокруг холодно. Мы начинаем ощущать его тогда, когда редко видим солнце. Нам не хватает его лучей и к нам на помощь приходит он, внутренний свет. Мы носим его внутри в течение целого года, а зимой он рождается заново, и светит с новой силой. Не весной, когда возрождается всё живое, не летом, когда вокруг тепло и светит солнце, не осенью, когда земля засыпает. Он приходит именно зимой – этой холодной, тёмной зимой, вместе с Господом, который приходит к нам на землю и ходит среди людей, помогает нам, никем не замеченный.

Мария Кренёва

О сказанных словах

Каждый хочет что-то сказать другим и этому миру. Но не каждый слышит это или просто соглашается. Бывает, он не понимает, зачем другой говорит это. Он считает эти слова глупыми или неверными. Но когда он соглашается с ним, с теми словами, которые зачем-то открылись этому миру, пусть даже неестественному для них, когда он берёт эти слова себе, почувствует их, то эти люди становятся ближе. А когда он не соглашается, то люди опять становятся дальше друг от друга. И если слова так и будут пристраиваться то к одному, то к другому, то и не смогут побыть у двоих сразу. А тот, к кому они попадут, опять выбросит их. Тогда из-за этого поднимется суматоха и несогласие. А если каждый для себя будет пристраивать и мнение другого, то всем будет хорошо.

Фёдор Линецкий

Мой любимый парк

Я люблю гулять у нас за прудом. Там много старых деревьев, старые асфальтовые дорожки, усыпанные золотыми листьями. Старый парк с железными качелями, старый городок, в котором я играл, когда был маленький. Стадион, старые лавки, на которых сидишь и смотришь на пруд, на котором плавают утки, качая тихую воду. Мостик, под которым бежит водопад, а зимой можно кататься на коньках и смотреть на чистое небо, по которому летают птицы. Они планируют в небесах и хочется взлететь к ним и тоже летать и видеть поля, засыпанные снегом, лыжню, идущую вдаль. И чувствовать холодный ветер, когда едешь на снегокате в моём старом парке.

Александр Одегов

Сказ о Мезмае

Есть на Кавказе посёлок один – Мезмай. Лежит он в низине, а кругом горы стоят. Ведут от Мезмая тропинки и дороги разные во все стороны. И если подняться в гору по одной из тропинок этих, придёшь на скальную полочку. А оттуда весь посёлок видно – и церковку, и речку горную Курджипс, который сверху на дорогу похож... А иногда над скальной полочкой орёл пролетает зоркоглазый. Взмахнёт один раз крыльями и парит в воздухе...

Полочка та не сильно широкая. С одной стороны скала, а с другой – стена отвесная, по которой не спустишься никак. На обрыве том цветочки растут как ни в чём не бывало, а над ними бабочки порхают... А по скалам, среди расселин, ящерки снуют.

Сидишь на краю обрыва и кажется, что весь Мезмай, все горы, покрытые мохнатыми лесами, подтаявшими снежниками, кажется, что всё это – твоё...

Мария Кренёва