Вестник № 1(20) Сентябрь - Декабрь 2010 г.

В сентябре в восьмом классе прошла эпоха, которая сочетала в себе размышления о жизни, атмосфере, звёздах, знакомство с началами астрономии. Вела её Ирина Николаевна Андреева, замечательный человек и уникальный Учитель, живущая сейчас в кэмпхилле «Светлана» под Петербургом. Начатая на этой эпохе работа продолжилась дальше – наблюдением звёздного неба в Самурской, рисованием карт неба в классе. Мы надеемся на продолжение...

Ирина Николаевна написала нам об этой эпохе.

Спасибо, Диана

«Мне не очень интересны космические дали и запредельные цифры, мне важнее люди, окружающие меня, чем они живут и что с ними происходит.»
Диана Одегова

...Еду в родной город, еду с мыслями об эпохе «Небеса», это ещё не эпоха, но проба движения души в этом направлении…

Когда-то давно уехала из любимой школы на природу думать об образовании, о том, как сохранить правдивость в отношении к нему, и обняли небеса сразу, и был восьмилетний опыт закатов и рассветов, лунных затмений, и разных состояний окружающей тебя атмосферы, в её бесконечно меняющемся состоянии и сиянии множества крохотных капель воды, распылённых в ней. С этого невидимого множества и хотелось начать эпоху «Небеса», постигать понятие множества и бесконечности, которое так неощутимо рядом, и непостижимым, нежнейшим образом хранит наше дыхание.

Потаённая речь природы... если примет тебя, то позволит сказать Ей ты...

«Ирина Николаевна, правда, если смотреть очень внимательно на то, как растёт цветок, то можно очень многому у него учиться?»
Илюша

Ощутить неощутимое,
увидеть невидимое,
уловить неуловимое и приподняться над землёй в лёгкости трепета рождающейся мысли о бытии… и звёздах, сияющих с небес… именно эта тишина и откровение «пустоты», открывает таинство рождения интереса к миру, то, о чём мечтает каждый, зачем-то переступающий порог класса.

Так мыслится образование образов в образовании, в глубинах тишайшего и тончайшей пульсации зарождающейся мысли… и если в этой области кто-то ещё ставит оценки, то он весьма в затруднительном положении... и пусть простит мне эту непростительную дерзость махина ЕГЭ-машины и почитающие её господа современного образования.

Где начинаются небеса?

Мы начинали урок с мысли, которую писал, или... не писал каждый, кто приходил в класс. У мысли не было темы, кроме того, что она твоя, самая незатейливая, простая, но та нота, которая сквозит сквозь тебя из пространства и магическим образом поселяется в сознании. Так каждое утро можно было приветствовать друг друга из мира собственной внутренней тишины. С каждым уроком эпохи утренние мысли, предваряющие урок, всё ближе приближались с теме эпохи «Жизнь»... Что это? Все имеем об этом только маленькое смутное представление, причём у каждого оно своё. Отчего происходит жизнь, зачем она нужна? Каждый пытается найти ответ.

Говорили, думали об атмосфере и о земных и космических процессах, порождающих возможность жизни. О солнечном свете, великом таинстве зелёного, которое открыто, явлено нам в цвете и сокровенно удалено от нас в процессе рождения материи в листе, пронизанном силами света.

Постигать пространство начали с малого: слепили планеты, сохраняя пропорции их объёмов, Наталья Владимировна согласилась стать Солнцем, роль, требующая весьма много терпения, т.к. пришлось быть центром и всё время стоять на месте… пытались выложить все остальные планеты. Благо школа была рядом с полотном железной дороги и пространство уходило по прямой вдаль. Вдруг стало ясно, что Юпитер, который легко умещался на ладони, будет на расстоянии сотен метров, что с нашей Земли не видно лика Солнца, лишь силуэт Натальи Владимировны, а на Плутон у нас не хватило пространства урока…, даже если бы у нас были велосипеды, мы не успели бы положить эту крошечную глиняную пылинку на должное место.

…Ну а потом началась печальная правда жизни: солнце практически не выходило, небо было затянуто ровным слоем серых облаков, скрывающих сияющую колесницу солнца, плывущего по эклиптике, поэтому рисовали карты: одну – подвижную, зодиакальную, прямо на четырёх стенах класса, по которой планеты, Солнце и Луна будут, скользя, прокладывать свой путь целый год, другую – более статичную… и начали с Ориона, – в надежде на то, что, когда поедем на Кавказ, сможем начать наблюдения с этого великолепного созвездия, – смогли… Спасибо тёмным небесам Самурской, где звёзды так рядом, и можно было наблюдать звёздное небо каждый день, если, конечно, удавалось вынуть себя ночью из спальника.

«Давно мне приходила в голову мысль, а что, если весь мир только для меня?.. Все люди, которых я встречаю, нужны для моей жизни...»
Лена Цветкова

Сколько ни учи астрономию в классе, но сердце открывает глаза, лишь когда видишь чудо сияющих звёзд, оттуда черпало человечество зачатки своего мышления... и никогда не поздно начать, ведь звёзды всегда рядом сияют из потока времени.

«Жизнь – это движение. Если все животные, растения, люди исчезнут, то космические тела всё равно будут двигаться, будут происходить разные процессы в космосе, всё это тоже жизнь, только другого рода. Без людей, животных, растений не будет смысла в этой «второй» жизни, так как никто не сможет понять, по каким законам движутся небесные тела, никто не сможет удивляться и наслаждаться космосом.»
Федя Цветков

Маленькая эпоха закончилась очень скоро, она по-своему состоялась, правда размышлений о жизни в ней оказалось чуть больше, чем точных цифр...

«Жизнь... Что это? Все имеем об этом только маленькое смутное представление, причём у каждого оно своё. Отчего происходит жизнь, зачем она нужна? Каждый пытается найти ответ. Сколько миллионов лет эволюция создавала человека. Мы не знаем, что будет после жизни, и что было до неё. Это вряд ли возможно узнать. Так же вряд ли можно узнать, существует ли судьба, или нет, есть ли у каждого человека заранее названная цель в жизни, или течение жизни зависит только от человека. Жизнь есть не только у людей, но и у животных, растений... Кто знает, может быть жизнь (или душа) есть и у камней, и у всего во Вселенной. Никто этого не знает, но жизнь – это то, что даётся нам один раз, по крайней мере в данном времени и месте, поэтому ею нужно дорожить.»
Саша Долганов
«Я прочитала в книге, что если мы единственные существа в галактике, то надо беречь планету. Ведь если мы погибнем, больше никого не будет. И правда, это большая ответственность, которую мы несём перед чем-то более высшим. Наша задача сохранить землю такой, какой она была...»
«Что будет после смерти? Я не думаю, что жизнь надо пытаться прожить как египтяне. Они создали очень много правил, запрещающих разные действия. У них не было свободы. Но сейчас некоторые живут, не задумываясь, зачем они здесь, почему именно в такой роли...»
Лена Цветкова
«Жизнь – это стремление, огонь стремится вверх, если долго смотреть на него, видишь, как от него исходит сияние. Это не сам огонь, а как бы его аура. Мы говорим, что луна светится, но ведь она только отражает свет солнца, а если бы этого света не было, мы не видели бы её. Значит, человек тоже светится как луна и стремится вверх как огонь.»
«Современная жизнь – это развитие: сначала школа, потом работа... Люди уничтожают природу, чтобы сделать что-то ей противное. И когда они сделают это, очень гордятся этим, на самом же деле только вредят себе, например, выхлопными газами. Может быть, когда не было техники, люди жили лучше, и знали больше, чем нас учат в школе, даже когда таковых не было. Потому что когда их не было, человек должен был сам до всего додумываться.»
Максим Калинин
«Я не люблю осень, потому что мне не нравится грязь, слякоть, лужи, холодный ветер, дождь, а уж тем более когда это длится так долго... Серое небо, мокрые кроссовки, волосы, сумка, грязные джинсы. Слякоть, сырость... Ужасно... Многие говорят: «Осень такое красивое время года! Осенью уходит внешний свет и приходит внутренний». Я так не ощущаю. Золотая осень – последняя вспышка увядающего лета. Но это золото не вечно... к счастью. Скоро это золото будет просто грязью под нашими ногами. Осень это внутренний холод. Осенью, когда за окном серое небо и идёт дождь, мне хочется просто как медведю залезть в берлогу и спать... Осенью я живу воспоминаниями о лете, о свете, о радости. Летом же я с ужасом вспоминаю осень. Уходит свет – уходит радость. Я пытаюсь не зависеть от погоды, но пока не получается. Осень это «время погружения в себя». А мне и летом хорошо было! Я не люблю осень!»
Диана Одегова
«Жизнь начинается с рождения ребёнка, с его первого вдоха и выдоха. Жизнь – это стремление в будущее, развитие. В каждой жизни есть и будут новые шаги. Жизнь не стоит на месте, а с каждой секундой движется вперёд. Жизнь – это наша стихия, которая не стоит на месте. Развитие в жизни – это стремление в будущее. Это стремление есть не только у взрослых, но и у детей тоже. Жизнь – это существования. Жизнь, она цветная, и отражается во всех оттенках цвета. Жизнь не должна находиться в молчании и не может повториться. Жизнь – это вечность.»
Лёша Фролов

Максим рисует звёздную карту Лена рисует звёздную карту
8 класс рисует звёздные карты

Водолей Рыбы Овен Телец
Близнецы Рак Лев Дева
Весы Скорпион Стрелец Козерог