В сентябре в восьмом классе прошла эпоха, которая сочетала в себе размышления о жизни, атмосфере, звёздах, знакомство с началами астрономии. Вела её Ирина Николаевна Андреева, замечательный человек и уникальный Учитель, живущая сейчас в кэмпхилле «Светлана» под Петербургом. Начатая на этой эпохе работа продолжилась дальше – наблюдением звёздного неба в Самурской, рисованием карт неба в классе. Мы надеемся на продолжение...
Ирина Николаевна написала нам об этой эпохе.
Спасибо, Диана
...Еду в родной город, еду с мыслями об эпохе «Небеса», это ещё не эпоха, но проба движения души в этом направлении…
Когда-то давно уехала из любимой школы на природу думать об образовании, о том, как сохранить правдивость в отношении к нему, и обняли небеса сразу, и был восьмилетний опыт закатов и рассветов, лунных затмений, и разных состояний окружающей тебя атмосферы, в её бесконечно меняющемся состоянии и сиянии множества крохотных капель воды, распылённых в ней. С этого невидимого множества и хотелось начать эпоху «Небеса», постигать понятие множества и бесконечности, которое так неощутимо рядом, и непостижимым, нежнейшим образом хранит наше дыхание.
Потаённая речь природы... если примет тебя, то позволит сказать Ей ты...
Ощутить неощутимое,
увидеть невидимое,
уловить неуловимое и приподняться над землёй в лёгкости трепета рождающейся мысли о бытии… и звёздах, сияющих с небес… именно эта тишина и откровение «пустоты», открывает таинство рождения интереса к миру, то, о чём мечтает каждый, зачем-то переступающий порог класса.
Так мыслится образование образов в образовании, в глубинах тишайшего и тончайшей пульсации зарождающейся мысли… и если в этой области кто-то ещё ставит оценки, то он весьма в затруднительном положении... и пусть простит мне эту непростительную дерзость махина ЕГЭ-машины и почитающие её господа современного образования.
Где начинаются небеса?
Мы начинали урок с мысли, которую писал, или... не писал каждый, кто приходил в класс. У мысли не было темы, кроме того, что она твоя, самая незатейливая, простая, но та нота, которая сквозит сквозь тебя из пространства и магическим образом поселяется в сознании. Так каждое утро можно было приветствовать друг друга из мира собственной внутренней тишины. С каждым уроком эпохи утренние мысли, предваряющие урок, всё ближе приближались с теме эпохи «Жизнь»... Что это? Все имеем об этом только маленькое смутное представление, причём у каждого оно своё. Отчего происходит жизнь, зачем она нужна? Каждый пытается найти ответ.
Говорили, думали об атмосфере и о земных и космических процессах, порождающих возможность жизни. О солнечном свете, великом таинстве зелёного, которое открыто, явлено нам в цвете и сокровенно удалено от нас в процессе рождения материи в листе, пронизанном силами света.
Постигать пространство начали с малого: слепили планеты, сохраняя пропорции их объёмов, Наталья Владимировна согласилась стать Солнцем, роль, требующая весьма много терпения, т.к. пришлось быть центром и всё время стоять на месте… пытались выложить все остальные планеты. Благо школа была рядом с полотном железной дороги и пространство уходило по прямой вдаль. Вдруг стало ясно, что Юпитер, который легко умещался на ладони, будет на расстоянии сотен метров, что с нашей Земли не видно лика Солнца, лишь силуэт Натальи Владимировны, а на Плутон у нас не хватило пространства урока…, даже если бы у нас были велосипеды, мы не успели бы положить эту крошечную глиняную пылинку на должное место.
…Ну а потом началась печальная правда жизни: солнце практически не выходило, небо было затянуто ровным слоем серых облаков, скрывающих сияющую колесницу солнца, плывущего по эклиптике, поэтому рисовали карты: одну – подвижную, зодиакальную, прямо на четырёх стенах класса, по которой планеты, Солнце и Луна будут, скользя, прокладывать свой путь целый год, другую – более статичную… и начали с Ориона, – в надежде на то, что, когда поедем на Кавказ, сможем начать наблюдения с этого великолепного созвездия, – смогли… Спасибо тёмным небесам Самурской, где звёзды так рядом, и можно было наблюдать звёздное небо каждый день, если, конечно, удавалось вынуть себя ночью из спальника.
Сколько ни учи астрономию в классе, но сердце открывает глаза, лишь когда видишь чудо сияющих звёзд, оттуда черпало человечество зачатки своего мышления... и никогда не поздно начать, ведь звёзды всегда рядом сияют из потока времени.
Маленькая эпоха закончилась очень скоро, она по-своему состоялась, правда размышлений о жизни в ней оказалось чуть больше, чем точных цифр...