Вестник № 2 (18) Февраль - Май 2010 г.

Как мы учились описывать землю

Часть I

Последними эпохами и в 5-м, и в 7-м классах в этом году были эпохи географии. Само слово «география» в переводе с греческого означает «описание земли».

Впервые описанием окружающего мира ребята начинают заниматься в 4-м классе. Строят планы класса и своей квартиры, затем выходят во двор и выстраивают план небольшого района, прилегающего к школе. Затем переходят к истории возникновения города, в связи с чем рисуют план центра города.

В пятом классе мы вышли за пределы города. Вниманию ребят предлагалось описание европейской части России. Мы подробно рассматривали путь Волги от истока до устья, вспоминали известное ребятам и узнавали новое о юге России – Кавказе, Ставрополье и Кубани, знакомились с Донбассом и природой каменного угля. Затем мы вернулись к северу и северо-западу и говорили о калининградском янтаре, о Ладоге, Онеге и Санкт-Петербурге, о Мурманске и об Арктике.

Одной из работ, выполненных ребятами за время эпохи, было сочинение, в котором они в форме путевых заметок должны были описать русло Волги и юг России. Вот что из этого получилось.

Наталья Владимировна Захарова,
классный учитель

Путешествие по югу России

Решил я проплыть по всей Волге. Я начал с Валдайской возвышенности. Я сел в моторную лодку и поплыл от самого начала Волги. Сначала, когда я поплыл, я часто налетал на мель, потом, когда в Волгу впало несколько ручьёв, то я смог включить мотор и моё путешествие стало продвигаться быстрей. Когда я плыл, я проплывал через леса, поля и Волга уже увеличилась. Я попал в Каспийское море. Я плыл и плыл, всё было нормально, бензина хватало, так что в нём можно было утонуть, это я запасся надолго. И вдруг налетела буря, меня долго носило по морю, и я очень устал бегать по кораблю и поддерживать всякие вещи, чтобы их не унесло. Потом меня и дырявый корабль выкинуло к берегам Кавказа. Я поменял катер без мотора и бензина на сломанную машину. Мотор и бензин я оставил себе для машины, на которую я поменял мой корабль, то есть то, что от него осталось. Я установил мотор, и она могла ехать медленно и верно. Выглядело это так: я еду на четырёх колёсах, посередине сзади стоит мотор, к которому вместо винта приделано заднее правое колесо, а впереди руль. Получилось что- то, напоминавшее квадроцикл. Так я приехал в Ставропольский и Краснодарский край, там перелез через забор, взял пару яблок и поехал дальше. Так я доехал до угольных шахт, и мотор сломался. А в магазине, когда я его покупал, мне сказали, что с таким мотором на край света можно уплыть, но я не думал, что край света у угольных шахт! Я зашёл в шахту и купил у них дрезину, приделал к ней колёса и поехал дальше. Так я приехал на Азовское море и Чёрное, и там меня ждали родители, и мы сели в машину и поехали домой. Но дрезину я не брошу, потому что она хорошая. Я прицепил её за машиной и поехал на ней. Скажу сразу: это было лучше и быстрее, чем тащить дрезину своими силами. Когда гаишник увидел эту картину, у него глаза на лоб полезли, и он нас не остановил. Мы приехали домой и в центре города поставили памятник дрезине, которая столько проехала.

Саша Одегов, 5 класс

Путешествие по югу России

Решила я отправиться в путешествие по югу России. Но начала я своё путешествие с истока Волги – с Валдайской возвышенности. Села я в лодку и поплыла по Волге. Сначала я проплывала через хвойные леса – густые и тёмные. Потом, добравшись до предгорья Уральских гор, Волга повернула на юг. Там мне открылся очень красивый вид – бескрайние степи. То красные маковые поля, то поля, покрытые ковылём, который струится на ветру, как волны. Но вот степи сменились полупустынями. Здесь почти не было растительности. Сильно палило солнце, было жарко. И, наконец, я добралась до Каспийского моря. Но вдруг налетела буря, и меня выбросило на берег. Я огляделась по сторонам: с одной стороны было море, а с другой – Кавказские горы. Люди, живущие там, пожалели меня и подарили мне ослика, вместе с которым я отправилась в горы. Долго мы так шли, то поднимаясь в гору, то спускаясь вниз, но вот мы пришли в Краснодарский край, где был мягкий, тёплый климат. Там нас накормили яблоками, и мы отправились по направлению к Азовскому морю. По дороге мы проходили мимо шахты, в которой добывали каменный уголь. Я хотела туда спуститься, но меня не пустили. Тогда, расстроенные, мы с осликом поплелись дальше. Ослик мне сильно сочувствовал. Он шёл, повесив уши, и смотрел вниз. Мы так очень долго шли и, наконец, добрались до Азовского моря. Там мне подарили лодку. Мы с осликом поплыли по Азовскому морю. Оттуда мы выплыли в Чёрное море и доплыли до Лоо. Там нас встретили родители, и мы поехали домой. Ослика мы взяли с собой!

Маша Кренёва, 5 класс

Путешествие по Волге и югу России

Решили мы с классом проплыть по Волге на юг.

– Сумеем, – решили мы, купили билеты на электричку и отправились на Валдайскую возвышенность. Там мы посмотрели на самое начало Волги, – маленький ручеёчек, чуть-чуть прошли вниз по течению и сели в лодку, где Волга была пошире.

Плывём мы, плывём, время от времени останавливаясь, чтобы покушать где- нибудь на лужке у берега, видим леса, поля, другие речки, впадающие в Волгу. В лесах было много птиц и животных, два раза мы видели белку, один раз даже видели лося. На какой-то речке мы видели бобровую плотину из веток. Плыли мы быстро, и к концу пятого дня мы уже плыли по степи. Ничего не видно вокруг, кроме неба и ковыля. Ну прямо ничегошеньки нет, что можно было бы взять за ориентир.

Днём следующего дня мы увидели, что Волга разветвляется на много рукавов. Мы поплыли по одному из них, и вскоре доплыли до Каспийского моря.

– Поплаваем, – решили мы, и вскоре берега уже стало почти не видно. Мы хотели было уже плыть к берегу – тем более, что уже начал капать дождик, – но море разбушевалось, и мы не справлялись с волнами.

Разразилась буря, и мы решили переждать её.

Нас носило полдня, несколько раз лодка чуть не переворачивалась, и нам казалось, что буря уже никогда не кончится, и нас будет так носить до скончания веков. Но это только казалось. Вскоре буря утихла. Мы давно уже потеряли из виду берег, и теперь плыли наугад. Плыли мы долго, потому что не знали, куда плыть. Наконец вдали показался берег. Мы подплыли к нему и спросили у прохожего, где мы находимся, и нам сказали, что на Кавказе.

– Вот так история, – сказали мы, – как далеко нас занесло!

Мы решили пойти через Кавказ к Азовскому морю. Вообще-то мы и хотели пойти к нему, только до Кавказа дойти пешком от дельты Волги. Мы запаслись в местном магазине провизией и пошли пешком через горы.

Подниматься пришлось долго. Зато вокруг были такие пейзажи! Кое-где с каменистых склонов стекали ручейки, из которых мы набирали воду, а то и водопады. Часто мы видели, как в небесах парили орлы. Неподалёку от себя мы видели змей. В дороге нас часто настигал туман.

На десятый день нашего путешествия мы перешли хребет и уже были в Краснодарском крае.

Мы долго шли по равнине и холмам. И наконец мы дошли до Азовского моря. То место, куда мы пришли, было недалеко от реки Дон. Мы покупались в море. Пляжи там были песчаные. А в море было очень мелко. Идёшь, идёшь, а вода только по колено.

Потом мы немножко прошли вверх по Дону. Там мы увидели шахту. Местные жители нам рассказали, что там добывают каменный уголь. Это место называется Донбасс (донецкий бассейн). Мы немножко посмотрели на шахту, но тут было плохо дышать, и мы вернулись к морю.

Нам позвонили по телефону родители и сказали, что они на Чёрном море в Уч-Дере, и чтобы мы приезжали к ним.

Мы сели в электричку и поехали к станции Уч-Дере. Там мы побыли с родителями пять дней, а потом все вместе приехали домой.

Федя Линецкий, 5 класс

Путешествие по югу России

Алиса решила проплыть по югу России. Она купила лодку и поплыла к Валдайской возвышенности. Вот села она и поплыла по течению реки Волги, проплыла по лесам, деревням и городам, и наконец приплыла в Каспийское море. И тут вдруг начался шторм по 7 балльной шкале, Алиса, уже уставшая плыть, пыталась сопротивляться, но её вынесло на Кавказские горы. Лодка ударилась о берег с такой силой, что разлетелась на щепки. Сама Алиса, сидевшая в это время в лодке, ударилась головой об землю и неделю лежала без сознания. Когда Алиса очнулась, светило яркое солнце, девушка почувствовала сильную боль в голове, но подняться смогла; когда она встала, то покачнулась – удар был такой силы, что она могла и не выжить. Увидев, что лодки у неё больше нет, Алиса побрела к Кавказским горам.

Шла Алиса около трёх часов, дошла до гор и нашла велосипед, девушка села на велосипед и поехала, ехала она без передышки четыре дня со скоростью 18 км/ч.

Ехала Алиса, ехала, и приехала к берегу Азовского моря. Вдруг к ней навстречу вышел гражданин, а за ним восемь здоровых мужчин с трицепсами несли пароход. Когда гражданин по имени Олег подошёл к Алисе, он спросил:

– Что такая красивая, с виду умная, цивилизованная девушка делает на берегу Азовского моря?

На что Алиса ответила:

– Я плыла к своим родителям, но шторм на Каспийском море выбросил меня на берег Кавказский, из-за травмы я неделю пролежала без сознания, а потом на велосипеде приехала сюда за четыре дня.

– Я сейчас направляюсь к Донбассу; если хотите, можете проехать со мной, хотя бы поспите, – сказал умный Олег.

– Спасибо, вы очень добрый гражданин, – нашлась Алиса.

Олег отвёл Алису на теплоход и доставил её к Донбассу. В путешествии девушка выспалась, а сейчас собиралась идти в шахту. Когда она вошла в шахту, ей провели экскурсию и инструктаж. После шахты Алиса поймала попутку и поплыла к родителям. Когда родители наконец дождались Алису, её обняли и поцеловали, но не только потому, что она вернулась, но и потому, что ей исполнилось 18 лет.

Даша Безрукова, 5 класс