Вестник № 5(16) Апрель-Июнь 2009 г.

Как сшить скульптуру?

Рукоделие в вальдорфской школе – предмет, на котором можно научить свои руки делать множество разных работ: плести, вязать, ткать, вышивать, валять из шерсти, готовить... В шестом классе можно уже не просто учиться шить, а шить нечто серьезное, требующее фантазии, творчества, наблюдательности, верного глаза и точной руки. Начать при этом, конечно, надо с не самого сложного. Поэтому в начале года шестиклассники сшили себе фартуки для занятий с деревом на уроках ремесла. Кроили дружно, слаженно, теперь мы можем смело ставить раскрой фартуков на поток! Потом шили – долго, привыкая к иголке, часто помогая друг другу. В итоге каждый фартук стал плодом не только своего труда, но и участия всего остального класса.

Наконец, фартуки были сшиты, в них уже работали на ремесле. Пришло время новой работы. Эта работа может показаться почти фантастичной, настолько велик уровень ее сложности. Представьте себе, что вам захотелось сшить фигурку симпатичного вам животного. Причем достаточно похожую на зверька, практически скульптуру. С чего бы вы начали? Наверное, с рисунка – наброска, эскиза. А потом? Многие, думаю я, развели бы руками. Действительно, без помощи знающего человека с такой работой не справиться. В 6-м классе был такой человек! Наш учитель рукоделия – Мария Александровна Панфилова, – кажется, может сделать руками любую работу. Она сама сшила скульптурку кошки и помогала всем ребятам в процессе их работы. А помощь была просто необходима. Сначала по рисунку животного надо было сделать выкройку правой и левой части его тела. Потом, используя эти выкройки и сам рисунок животного, нарисовать вставки – для живота, лап, головы. Сделаешь неверную вставку – и будет голова или живот неверной формы, здесь-то и нужна точность и наблюдательность.

Выкройка белки Выкройка ласки

Зверюшки, сшитые 6-классниками Ребята сами создавали вставки, прикидывали, думали, советовались с учителем. Наконец, основные части выкроены и теперь их надо сшить. Шитьё требует внимательности, аккуратности, кропотливости – ведь фигурка должна быть ладной, ровной, красивой! Затем она набивается шерстью. Узнаваемой же её делают уши, которые тоже надо выкроить так, чтобы они были подходящего размера и формы. И вот пришиты уши, хвост, зашит живот – и фигурка уже стала не просто похожей на зверька, но и родной, близкой. Работа была закончена на последних уроках учебного года, поэтому покрасим фигурки мы только в следующем году. Но и сейчас уже можно любоваться двумя белками, лаской, сурком и обезьянкой.

Огромная благодарность за такую замечательную работу и всем шестиклассникам, и Марии Александровне!

Классный учитель 6 класса
Захарова Наталья Владимировна