Подготовительная студия «Со*творения»
«До свиданья, дети. Встретимся с вами 1-го сентября»,– этими словами учитель завершил работу подготовительной (к первому классу) студии инициативы «Со*творение». Наши воскресные встречи с будущими первоклассниками длились с марта по май. Их было всего 12, зато мы вместе готовились и к Масленице, и к Празднику прилета птиц, и к Светлому Христову воскресенью.
Чем же дети занимались на студии? Как это выглядело со стороны?
Сначала мы будили нашу ещё сонную волю: делали ритмические упражнения – хлопали, топали, передавали мячики. Ещё – очень весело считали общее количество ног, рук, носов, животов, ушей и так далее.
Потом – пробуждали чувства: пели песни, учили стихи – именно те, которые отражали быстрые весенние перемены в природе и связанные с этим традиционные для России праздники. Это создавало нужную атмосферу для каждого студийного занятия.
А дальше наступал самый сложный момент, где мы что-то творили руками – всякий раз используя разные материалы и инструменты. Для этого мы садились вокруг общего стола и принимались сначала рисовать большой круг под предлогом разных образов (от блина на Масленой неделе до птичьих гнёзд в мае). А уже после этого приступали к изготовлению поделки. Эти маленькие вещицы – в основном какие-то «существа» – всегда были связаны с переживаемым настроением в природе, и, поскольку была весна, мы много мастерили птиц. Они были самыми разными: например, бумажными, которых мы делали методом оригами. В таком занятии почти нет индивидуального творчества, однако здесь ребёнок учится очень важным для школы вещам: слушать (и слышать!) учителя, синхронно с остальными детьми выполнять необходимые действия, не отставая и не обгоняя остальных – здесь нужно и старание, и терпение, и такт – умение попросить помощи и помочь другому. Зато каждый мог проявить свой вкус и фантазию, когда делали нарядных – парящих в воздухе! – птиц с крыльями из прозрачной бумаги! Каждый сам подбирал подходящие цвета для тела и крыльев своей птицы, вносил свои графические нюансы с помощью мелков или карандашей. Были у нас и «жаворонки», которых лепили из замешанного прямо в студии ржаного теста, выпекали в духовке, а потом лакомились ими во время чаепития вместе с мамами. Много старания и нежности вложили ребята в изготовление пушистых цыплят из жёлтой шерсти – дети держали в ладошках свои «живые комочки», не выпуская их из рук ни во время сказки, ни во время чаепития, ни даже во время уборки! На страстной неделе мы делали, наверное, самую сложную работу – свечи в форме яйца, заливая воск в пустые яичные скорлупки. Эта работа была опасной (кипящая вода, обжигающий воск!) и очень кропотливой; с ней нельзя было справиться в одиночку, двух своих рук не хватало, и требовалась поддержка товарища.
Во время рукоделия ребятам приходилось пользоваться ножницами и клеем, нитками и даже – иногда – иголками. Почти в каждой работе так или иначе использовалось умение вязать узлы, что трудно для современных детей, одежда и обувь которых снабжена не «завязками», а «липучками» и «молниями», поэтому ещё в марте мы целое занятие учились завязывать узлы из толстых шнуров. Рукоделие очень важно для освоения ребёнком мира, в котором он не так давно начал жить и оспосабливаться, это почти всегда трудно, но и необыкновенно интересно. А какой восторг испытывают дети в конце, когда в результате немыслимых усилий и огромного терпения у каждого появилось не похожее на других рукотворное «существо», которое они, гордясь и ликуя, бегут показывать мамам!
В конце занятия обыкновенно случалась сказка – тоже помогающая переживанию сущностных изменений в природе: от «Заячьей избушки» до «Снегурочки» и «Крошечки-Хаврошечки». Со стороны взглянуть – так абсолютно пассивное слушание, а на самом деле – активнейшая духовная работа, закладывающая в сознание ребёнка самые важные, неискоренимые временем архетипические образы. Дважды сказка не просто рассказывалась, но и разыгрывалась как кукольный спектакль – и это, конечно, было особенным подарком.
Завершалась наша студия общим – с родителями – чаепитием: мамы как раз заканчивали свои, отдельные от нас, занятия и были рады обнять своих довольных и усталых малышей, в разлуке с которыми провели целых два часа.
«Ну и какая же это подготовка к школе? – спросит, быть может, кто-то из вас – ни букв тебе, ни цифр! На что мы ответим: «А это и не входило в задачу студии. Буквы-цифры случатся в 1-м классе, причем самым здоровым для ребёнка способом – через образы, в которые буквально полностью погружён человек на седьмом – восьмом году жизни.
И все же на студии по-разному готовились к школе все – и дети, и мамы, и учитель.
Детям нужна студия, чтобы познакомиться. Друг с другом, хотя кто-то кого-то знает уже – по детскому саду или совместным семейным праздникам, но теперь они образовали новую группу, объединенную желанием учиться, и с этой стороны они практически незнакомы. С учителем – его манерами и характером, и – через него – с системой школьных правил. Конечно, не все из одиннадцати детей пойдут учиться именно в этот класс. Как, наверное, есть и дети, не ходившие в студию (скорее всего из-за нехватки информации о ней), но которые захотят придти в наш класс, и которых мы с радостью примем. Расставаясь до сентября, они будут смело и радостно ждать новой встречи, внутренне готовясь быть учениками уже знакомого учителя и со-учениками уже знакомых ребят. Ведь по сравнению с садиком школа и так несёт столько другого, непохожего, нового, что нет никакой необходимости подвергать ребятишек лишним неопределённостям и стрессовым неожиданностям в виде чужого окружения.
Для будущего учителя состоялось главное: уже видны – контурами проступают! – образ и учебный стиль будущего 1-го класса. Уже сейчас ясно, что это сильная рабочая группа в основном готовых к школе детей с хорошей учебной мотивацией. Они умеют держать внимание, сотрудничать для общего результата, им всё интересно – до такой степени, что они сами поддерживают порядок, приводя «в чувство» не в меру разыгравшихся малышей. Каждый ребёнок займёт потом в классе свою нишу, и на студии кое-что уже было видно, в каждом проявилось что-то важное для всех остальных. Один – замечательный помощник, подмечает, где непорядок и тут же его устраняет. Второй – самый активный и внимательный – держит всех остальных в тонусе. Третий – неожиданно восхитительный «универсальный» актер, готовый сыграть любую роль, победив свои амбиции – лишь бы состоялся маленький спектакль! Четвертый – хоть непоседа и забияка, но рыцарски благороден по отношению к каждой девочке и… как-то обезоруживающе великодушен и добр! А эта девчушка – само удивление и открытая радость, одним своим появлением делающая все вокруг яснее. Другая – нежный ангел, создающий уют и красоту для всех. Вот эти – им 7 лет будет ближе к будущему лету – волшебные мальчишки, но им ещё рановато в школу, потому что учёбу они пока воспринимают только в игровом аспекте; не винить же их за это – к следующему учебному году они повзрослеют и станут прекрасными учениками. А вот те двое – старшие – точно станут соперничать друг с другом во всём! И это здорово – этим они зададут высокую планку качества всему классу.
Для учителя чрезвычайно важны все эти наблюдения за детским социумом, потому что дают возможность оценить актуальную зону развития ребятишек, и потом – впереди у него целое лето! – думать об их обучении не только с точки зрения абстрактной программы, но и прицельно, как о конкретной группе, имеющей своё неповторимое лицо (уникальные возможности и своеобразные трудности). Да и с точки зрения индивидуального подхода студия даёт учителю богатую пищу для размышления об особенностях каждого ребёнка. Подготовленный на студии учитель уходит в лето с ворохом мыслей, переживаний, задумок и планов, которые к сентябрю сложатся в стройную картину того, как он собирается учить именно этих детей.
Папам и мамам, особенно тем, кто не знаком с основами вальдорфской педагогики или знаком чисто теоретически, студия нужна для того, чтобы укрепиться в своем выборе школы, почувствовав атмосферу радостного созидания, в которой предстоит учиться их малышу. Очень важно, что родители ближе узнают друг друга, раскрываются с неожиданной стороны, и как-то само собой получается так, что каждый берёт на себя какие-то дело, с которым справится быстрее и легче остальных. А то, что дел, которые лягут именно на родителей и на подготовительном этапе, и дальше – в повседневной жизни класса, много, становится ясно практически сразу. Взрослым тоже нужно пространство и время, чтобы свыкнуться с «нелёгкой долей» родителей вальдорфской школы. Но согласитесь, ведь это так приятно и здорово – активно участвовать в школьной жизни своего ребёнка, если видишь, с каким предвкушением радости он ждет каждое следующее занятие!
А вы спрашивали: «Зачем она – эта ваша подготовительная студия?» А она, эта замечательная выдумка вальдорфской педагогики, помогла подготовиться каждому из нас – детям, родителям и учителям, объединённых школой «Со*творение», к первому классу – самому важному на долгом школьном пути, позволив в самом его начале минимизировать неудачи и расширить возможности учебных успехов. До встречи в сентябре, дорогие мои девчонки и мальчишки! До встречи летом, отважные мамы и папы – нам, взрослым, предстоит ещё немало потрудиться, чтобы состоялся наш – такой желанный – 1-ый класс!