Выпускной в детском саду
Август подходит к концу... Совсем немного времени осталось до того момента, как мой сын-первоклассник впервые перешагнёт порог Школы и отправится в увлекательное путешествие по Океану Знаний... Я уверена, что это будет замечательное время в его жизни, ведь к выбору школы мы отнеслись очень внимательно. Он будет учиться в маленькой семейной школе «Со*творение», в которой вот уже который год ребята обучаются по вальдорфской методике. В этом году школа переезжает в новую квартиру в самом центре Ярославля. Сейчас мы заняты обустройством школы на новом месте и подготовкой к 1 сентября, потому что нам важно, каким именно он будет – первый школьный день. Мы – это коллектив учителей школы и родители её учеников. Хочется отметить, что в этой Школе очень многое делается совместно, родители принимают активное участие в жизни школы. Эта совместная деятельность отражена и в названии – «Со*творение». Мне хотелось бы многое рассказать об этой удивительной Школе, совместном пространстве для творчества самых разных людей. Но сейчас, в этой статье, я бы хотела вернуться немного назад и вспомнить, как всё начиналось…
Впервые о «Со*творении» я услышала в 2008 году. Моему сыну Артёму на тот момент ещё не было 3-х лет и я не спешила отдавать его в детский сад. Я считала, что для ребёнка гораздо лучше быть дома, с мамой, а в садик лучше пойти уже в более «сознательном» возрасте.
Тем временем сын подрастал, и я стала задумываться о том, что же дальше. Дело в том, что мне совсем не хотелось отдавать его в обычный детский сад. Я чувствовала, что нас ждёт другой путь. Но пока не знала, что именно это будет. На тот момент я уже слышала слова «вальдорфская педагогика, вальдорфский детский сад». Я знала, что это есть, но совсем не знала, что же это такое. И вот однажды, разговорившись с подругой, я узнала о существовании семейного детского сада, работающего по вальдорфской методике. Речь шла о «Со*творении». Моя подруга, Анжелика, от которой я и узнала про садик, прямо таки заинтриговала меня. И именно в тот момент, это я помню очень хорошо, что-то внутри подсказало: «Вот оно! Это то, что ты ищешь»! Так оно и оказалось. Забегая вперед скажу, что встреча с «Со*творением» очень изменила мою жизнь. Я сменила направление своей профессиональной деятельности и на сегодняшний день работаю садовницей (так называют воспитателей в вальдорфских детских садах), получая при этом огромное удовольствие от процесса.
Но на тот момент всё было непросто. У меня появилось множество вопросов, которые были связаны как с педагогикой, так и с таким явлением, как домашний детский сад. Про педагогику читала в интернете, собирала информацию. Информация была разной – были как позитивные отзывы мам, у которых дети ходят или ходили в вальдорфский садик в других городах, так и море критики в адрес вальдорфской педагогики… Попробуй разберись, называется. Я стала разбираться. Я читала литературу, задавала вопросы Наталье Владимировне Захаровой, классному учителю школы «Со*творение», знакомилась с «вальдорфцами», которые дольше, чем я, находились на этом Пути.
Ещё через некоторое время Анжелика пригласила нас посетить студию при детском садике. Это форма работы с детьми, которым еще рано идти в садик, и с их родителями. Занятия проходили в помещении детского сада. Таким образом, у нас появилась замечательная возможность ещё больше познакомиться с особенностями вальдорфской педагогики. Анжелика занималась с детьми, а мамы рукодельничали и беседовали в соседней комнате. Иногда Артём заглядывал к нам и проверял, тут ли я, не пропала ли куда. Пока он ещё не был готов надолго остаться без мамы. На втором занятии он уже гораздо реже появлялся в нашей комнате, так как ему было очень интересно то, чем они занимались с тётей Анжеликой и с другими детишками. Отвлекаться ему не хотелось. А ещё через некоторое время мы попали на самый первый в нашей жизни «Праздник фонариков», который проводился в садике. Это было незабываемое впечатление! И для меня, и для Артёма. Я унесла с собой с праздника песню «Гори, сияй мой фонарик», которая впоследствии очень помогала мне. Осенью темнеет рано и, возвращаясь вечером домой, я пела её про себя. В эти моменты мне казалось, что не так уж и темно на улице, да и не так уж и холодно. А Артём принес домой маленького гномика, с которым очень подружился. Он просил меня рассказать сказку перед сном не только ему, но и гномику, брал его с собой гулять. А гномик помогал Артёму убирать игрушки, одеваться и просыпаться по утрам.
Итак, чем больше информации я получала, тем сильнее становилась моя уверенность в том, что это здорово, это то, что подходит моему ребёнку. И через некоторое время было принято решение отдать ребёнка в детский сад «Со*творение». Артёму было 3,5 года. Обстоятельства сложились так, что на тот момент Анжелика заменяла одну из работающих в садике садовниц. Я была счастлива, так как вела ребёнка к человеку, которому абсолютно доверяла! Сейчас я понимаю, насколько важны для ребёнка уверенность и спокойствие мамы. На мой взгляд, процесс привыкания Артёма к детскому садику прошёл очень быстро и гармонично. В первый день мы пришли в садик вместе, и этот момент мне хочется подчеркнуть особо. Для меня было очень важно, полезно и интересно оказаться внутри процесса, прикоснуться самой к тому, чем живут здесь дети. Я своими глазами увидела то, о чём читала – свободную игру детей, живопись, музыкально-хороводную игру. Всего час пребывания в группе – и моя уверенность выросла стократ. На следующий день Артём уже провел в садике несколько часов без меня, а на третий – остался на тихий час. Сейчас мне ещё раз хочется сказать слова благодарности всем садовницам, которые тогда были рядом с моим сыном и помогали ему на новом для него этапе жизни. А также всем тем людям, благодаря которым у меня была такая возможность – привести ребёнка в детский сад «Со*творение».
Артём пошел в садик в конце марта 2009 года. А в мае мы уехали на некоторое время из Ярославля. Таким образом, Артём ходил в садик всего месяц. Но об этом времени у нас остались только светлые воспоминания. Летом садик закрылся на каникулы, а осенью начал работу уже на новом месте – в посёлке Смоленское, за Волгой. Об этом времени жизни садика можно почитать в статье «Встреча с маленькой деревней». От себя хочу добавить, что это было удивительное время! И именно это время стало поворотным в моей жизни. Мы пришли с Артёмом в садик вместе. Я – как помощник воспитателя. Вместе с Анжеликой мы начали новый 2009 – 2010 учебный год, а в 2010 – 2011 я продолжила работу уже с другой садовницей – Ларисой Ушанковой. Я вспоминаю это время с особой теплотой, и на это есть множество причин. Расскажу о некоторых.
Во-первых, это было чудесное место! Из городского шума и суеты мы попадали в маленькую деревеньку. И это очень радовало меня. Я радовалась, что впереди целый день, который мы проведём так близко к природе. Там было столько всего интересного! Деревянные домики, из труб которых идёт дым, – топится печка, и это повод рассказать ребенку что-то о деревенской жизни. Тропинки, красивые деревья, речка с необыкновенными берегами, совсем рядом – сосновый лес. Раз в неделю мы отправлялись в большой поход, и каждый раз это было удивительное приключение и масса незабываемых впечатлений и открытий! Вот тут живёт козочка с маленькими козлятами, а здесь – гуси, а вон в том доме – индюки! Я уже не говорю о курочках и петушке, которые каждый день встречали наших ребятишек, когда они приходили в садик. Осенью и весной, перед тем как зайти в садик, ребята обязательно угощали курочек зелёной травкой.
Зимой любимым местом для нас стал пруд. Мы катались на санках, ледянках, строили снежные дома и города. Особым удовольствием было чистить пруд большими лопатами, которые оставляли здесь местные ребята.
Дети получали огромное удовольствие от наших прогулок, и я тоже. Мне было приятно видеть радостные, удивлённые, румяные лица детишек. Интересно было наблюдать за ними, за их такими разными и интересными играми. И это уже вторая причина моих тёплых воспоминаний – мне было приятно находиться в такой чудесной детской компании. Вместе с ними я тоже становилась немного ребёнком, они возвращали меня в мое детство. И это было здорово!
А ещё было погружение в педагогику и здоровое, ритмичное течение дня, недели, месяца и года. Впервые за всю мою жизнь я столь внимательно и осознанно проживала смену времён года.
Здесь мне хочется привести цитату Анжелики из статьи «Встреча с маленькой деревней»:
Никогда раньше я не задумывалась о том, насколько важно осознавать, переживать то, что происходит с природой в данный момент времени. А оказалось, что очень важно! Ведь каждое время года несёт своё, особое настроение. Мы чувствуем себя по-разному в зависимости от времени года. Раньше мне было очень сложно в «переходные» моменты. Например, переход от теплого, солнечного лета к осени давался очень тяжело. А в тот период времени, каждый день которого был наполнен соответствующими времени года песенками, стихами, играми, деятельностью в группе, я чувствовала себя очень гармонично. Я училась внимательнее относиться к тому, что происходит вокруг меня, ценить это. Я замечала много интересного, на что раньше не обращала внимания. И это наполняло меня, давало какие-то неведомые силы. Такое воздействие производило это на меня, взрослого человека. И это здорово, что в нашем садике у детей не забирались силы на что-то интеллектуальное, такое как обучение чтению, например, а наоборот – происходило укрепление душевных и физических сил ребёнка.
Так случилось, что наш садик располагался довольно далеко от нашего дома, дорога только в одну сторону занимала у нас не менее часа. Казалось бы – это серьезное препятствие. И правда – зачем возить ребенка в детский сад через весь город, если рядом с твоим домом их как минимум два... Признаюсь честно, поначалу это меня и правда смущало. Ведь это же гораздо проще – водить ребёнка в садик рядом с домом. Но «проще» ведь не значит «лучше», правда? Вспоминая сейчас наши поездки в садик, я думаю о том, как же это было здорово! Каждый мой день начинался с мысли о том, что уже совсем скоро мы окажемся в чудесном месте! Это придавало сил и уверенности. А ещё было время, только наше с Артёмом время, пока мы были в пути. Сколько мы всего видели, сколько спели песенок и рассказали друг другу стишков! Я вспоминаю это время с радостью.
В посёлке Смоленское садик располагался два года, а затем пришлось всё же переехать в квартиру. Дело в том, что наш домик уже не вмещал в себя всех желающих, поэтому надо было искать более просторное помещение. И мы его нашли. Мы сняли и отремонтировали просторную квартиру за Волгой, и в 2011 году новый учебный год начался уже там. В этот период времени нас с Артёмом в садике не было. Можно сказать так – не было физически. Так сложились обстоятельства. Но в наших мыслях мы всегда были там. Мы жили в ритме года и обсуждали с Артемом, что сейчас происходит в садике, к какому празднику там сейчас готовятся, пели песенки, играли в пальчиковые игры, которые запомнили, часто вспоминали друзей из садика.
Снова в садике мы оказались уже в ноябре 2012 года, на «Празднике Фонариков». Потом пришли в гости в день рождения Артёма и подарили всем ребяткам маленькие кулёчки с угощениями в честь праздника. Затем снова на праздник – Рождество. А уже в январе я снова стала работать в садике. В это время Артём в садик не ходил. Только иногда в гости и на праздники.
Мы отгуляли Масленицу и стали готовиться к главному Празднику этого года – Выпускному. Мы очень волновались. Дело в том, что мы готовили этот праздник не только как садовницы, а ещё и как мамы. Всего пять выпускников и у троих из них мамы – садовницы. Анжелика, Маша и я чувствовали повышенную ответственность за предстоящее мероприятие. Вас может удивить тот факт, что хотя Артём на момент выпуска в садик не ходил, он всё же считался выпускником. Да, это так, и это – особенность нашего садика. Близкие, доброжелательные, практически семейные отношения между всеми родителями и теми, кто работает в садике, очень внимательное отношение к каждому ребёнку – много ли сейчас можно найти таких детских садов? Не уверена. Но вернёмся к выпускному.
Итак, началась подготовка. Мы писали сценарий праздника, продумывали детали, шили кукол-марионеток к сказке, делали декорации, репетировали, своими руками делали альбом для выпускников, собирали и отбирали фотографии, учили песни для хороводов. Дел было очень много. Иногда накатывало волнение – а вдруг что-то не успеем, что-то забудем… Но мы справлялись с этим и двигались дальше. Каждый из нас был ответственен за что-то конкретное, но и интересовался, как продвигаются дела в других направлениях, не нужна ли помощь.
И вот такой важный для нас день настал. Теплый, солнечный, летний день. Было много гостей, светлая атмосфера праздника, ощущение окончания и одновременно начала, тёплые слова и пожелания выпускникам, благодарности садовницам, красивая сказка с чудесным музыкальным сопровождением, хороводы, песни, плетение венков, игры на свежем воздухе и вкусное угощение. Ребята, которые прощались с садиком всего лишь на лето, тоже получили подарки – альбомы с фотографиями за весь прожитый год. И это было приятно.
Мне всё очень понравилось. Я очень внимательно слушала, как садовницы рассказывали о выпускниках – с какой добротой, теплотой и нежностью. Особая благодарность Анжелике, именно она рассказывала об Артёме – каким она его узнала, когда он пришёл в садик 4 года назад. Она очень многое оживила в моей памяти в тот день и по следам её рассказа и благодаря альбому с фотографиями, подаренному Артёму на выпускном, родилась эта статья.