Вестник № 1(24) Сентябрь – Декабрь 2012 г.

Зачем изучать анатомию?

Недавно видела результаты опроса британцев на знание человеческой анатомии. Не знаю, какими бы были результаты у нас, возможно, такими же, а именно: примерно половина опрошенных не знала, где у них сердце; не могли назвать нормальную температуру тела; не знали количества зубов у человека; не представляли функций и месторасположения различных человеческих органов.

А правда — зачем? Жили же веками люди с примерным представлением о том, что внутри них что-то происходит; единственное средство лечения — кровопускание и заговоры. Самое интересное, что и кровопускание, и заговоры — действенны! Но не являются панацеей от всего. При этом ещё в Древнем Египте умели вживлять зубы и делать операции на черепе. Не всем, конечно, делали, но — умели, то есть знания были. А много позже, уже в Европе, под страхом смерти за запрещённые действия, Леонардо и Парацельс вскрывали трупы, чтобы увидеть, ЧТО и КАК там, внутри человека. Анатомией интересовался Пётр I, который при необходимости мог вырвать зуб и даже делал несложные хирургические операции. Так надо ли изучать анатомию в школе, надо ли иметь представление о себе самом?

Возможно ли вообще считать, что ты знаешь что-то о мире, если ты не знаешь ничего о собственном организме?

Думаю, что каждый может сам попробовать ответить, надо ли изучать в школе анатомию и зачем, как это сделали недавно наши восьмиклассники. Для меня интерес человека к жизни безусловно включает в себя внимание к всевозможным явлениям и процессам окружающего нас мира, а также к жизни самого человека на душевном и физическом плане.

Из этого интереса в 7 классе начинается изучение питания человека. Что питает человека? Только ли хлеб и прочие продукты? Может ли человек чувствовать себя здоровым без проявлений душевного тепла со стороны окружающих его? Что происходит с человеком, если он долгое время не видит солнца или, к примеру, лишён сна? И если говорить уже непосредственно о пище, которую мы едим, то откуда она берётся и что с ней происходит внутри нас? Все эти темы являются предметом изучения человека в 7 классе — душевное питание; происхождение и роль белков, жиров и углеводов; органы пищеварения человека и их функции. К концу эпохи мы приходим к чёткому пониманию взаимосвязей всего сущего в природе.

В 8 классе мы можем взглянуть на то, что позволяет человеку не просто питаться и расти, а сохранять свою форму, держать вертикаль — мы смотрим на скелет человека. Прощупываем собственные кости; пробуем почувствовать силы, действующие внутри стопы, позвоночника, в костях таза. Смотрим на скелет (учебный), рисуем практически все его части. Сравниваем скелеты человека и обезьяны и сводим все наши знания о скелете в едином обзоре.

Как происходит собственно движение человека, что такое кровь, как работают наши органы чувств — материал для изучение в более старших классах. Познавая себя, мы познаём и других. Понимание анатомии даёт возможность смотреть на человека незатуманенным взором, по-прежнему восхищаясь красотой и гармонией, заложенной в этом Божественном Творении.

Наталья Владимировна Захарова,
классный учитель 8 класса

* * *

Анатомию изучать нужно, потому что:

1. Это интересно узнать, где у нас что находится; соотносить внешний вид и форму строения тела человека и внутренние органы, кости; почему и как всё работает;

2. Это нужно, чтобы следить за своим здоровьем, знать, что из-за чего болит и что как лечить; и вообще, знать, каким органам что нужно для того, чтобы быть здоровыми и поддерживать иммунитет, что нельзя переутомлять; как нужно питаться, когда лучше спать.

Фёдор Линецкий, 8 класс

* * *

Для чего нужно изучать анатомию?

Ну, во-первых, это интересно. Это даёт возможность лучше почувствовать себя и получить какое-то представление о том, что держит наше тело, и что, несмотря на твёрдость нашей основы, или опоры, позволяет нам двигаться. Мне кажется, это интересно.

Кроме того, нужно ведь иметь какое-то представление о том, что находится внутри нас. Можно, конечно, считать, что нами двигают какие-нибудь зелёненькие человечки, что они переваривают нашу пищу и как-то растят наши волосы и наращивают кожу. Да, можно прожить с этим представлением всю жизнь и быть вполне довольным собой. Так зачем же было Леонардо да Винчи изучать тело человека, да ещё и под страхом смертной казни? Неужели для него это было настолько важно и интересно? Наверное, ему нужно было получить представление о законах, по которым человек построен. Ему была важна и интересна не только духовная сущность человека, но и его телесная часть, чтобы лучше постигнуть человека и его жизнь.

Но если это и было нужно или важно Леонардо или другим учёным, то разве должно быть это важным нам? Наверное, да, хотя, конечно, не в такой мере. Если имеешь представление о том, что у тебя внутри, то, наверное, ты становишься более полноценным Человеком, когда ты ощущаешь и понимаешь суть своего телесного существа.

Ещё анатомия очень важна и нужна людям, интересующимся медициной. Ведь без анатомии врачам вообще никуда! Да и не только врачам. Если тебе сказали, что нужно погреть печень, что делать? Может, привязать грелку к пятке? Я очень удивилась, например, когда узнала, что при насморке или кашле надо надеть тёплые носки. Казалось бы, какая связь? А когда изучаешь внутренние процессы и строение человека, начинаешь понимать, что всё внутри взаимосвязано.

Мария Кренёва, 8 класс

Сравнение скелетов человека и обезьяны

Сравнение скелетов человека и обезьяны Положение человека и обезьяны относительно земли совершенно разное. Человек стоит вертикально, поэтому позвоночник у него почти прямой, а таз несёт большую нагрузку – на него опирается вся верхняя часть тела человека. А обезьяна наклонена к земле, поэтому позвоночник её изогнут, а таз не несёт на себе всю обезьяну, поскольку опорную функцию выполняют также и руки. Соответственно руки обезьяны заметно длиннее и крепче, чем у человека. У обезьяны руки и ноги гораздо больше похожи между собой, чем у человека, поскольку они выполняют похожие роли. Пальцы ног человека собраны, ступня – как единое целое, ведь она держит всего человека. А у обезьяны пальцы и на ногах, и на руках растопырены, она может ими цепляться.

Грудная клетка обезьяны гораздо больше человеческой и имеет немного иную форму – она как будто больше раздута, расширена.

И очень сильно отличается от человечьей голова обезьяны. Мозговая часть черепа человека имеет цельную, округлую форму, а у обезьяны нет единого панциря здесь. У неё сильно развита и выдвинута вперёд челюстная часть.

Если посмотреть в целом на скелеты животных и человека, то совершенно ясно, что они созданы из одного общего праобраза. Но, быть может, в процессе эволюции или благодаря их разному предназначению, каждое животное, ну и человек, приобрели свою собственную индивидуальную структуру, а человек ещё и изменил своё положение.

Мария Кренёва, 8 класс