Вестник № 1(22) Сентябрь 2011 – Февраль 2012 г.

О школе для взрослых

В школе для взрослых есть те, кто ведут занятия, и те, кто на них ходит. Здесь представлены два небольших комментария с обеих сторон — от «ученика» и от ведущего.

Человек и животное О Правдивости

* * *

Работа с деревом Я всегда с большим удовольствием занимаюсь ручным трудом. Мне нравится создавать вещи своими руками. Мне нравится, что в момент работы я могу принадлежать себе. Если работа однообразна, то в это время я могу размышлять, что-то вспоминать, придумывать, строить планы. Не всегда есть возможность посвятить этому время. Не всегда есть возможность быть с собой, в своих мыслях.

С деревом мне ещё не приходилось работать и большое любопытство (как это? смогу ли я?) заставило меня пойти на занятия ремеслом в школе для взрослых. Работа была не очень сложной и несколько однообразной. Дерево легко поддавалось, за исключением некоторых мест, сучков. Задача была — убирать углы, и мы убирали, не зная, что же мы делаем, что должно получиться. Интерес был, где-то в глубине хотелось всё же угадать, что же получится. Да, самое главное, ещё стояла задача, чтобы в каждый момент изделие (или пока заготовка) была гармонична и красива. Благодаря этому, каждое движение необходимо было выполнять обдуманно, и получалось совсем иное погружение в работу, с какой-то даже любовью, нежели просто механическая работа рашпилем. В это же время усиливалось ощущение того, что тебе нравится не только то, что ты делаешь, но и сам процесс. Но это было как-то ненавязчиво, как будто вокруг тебя — ощущение гармонии. При этом мы разговаривали, когда-то думали о своём, и работа не превращалась в какую-то рутину, хотя при другом отношении именно это и ощущалось бы. Очень много зависит от отношения к работе. Очень много зависит от того, нравится ли тебе то, что ты делаешь, и как это получается. Мне в этой работе было хорошо.

Да, но что же мы делали? Сначала полусферу. А дальше угадалось, что мы делаем шар. Ну делаем и делаем. Появился вопрос — а зачем? Но Александр Александрович настаивал, что это не шар. Но что тогда? Вопрос оставался открыт. Работа продолжалась. В какой-то момент стало мешать ощущение того, что урока всего три и это последний, а конца ещё не видно, а хотелось успеть доделать. В такие моменты работа действительно превращалась в обузу. Как всё меняет отношение! Это так ярко было возможно на себе ощутить. Когда думаешь только об окончании работы, а не о процессе, даже силы тебя покидают. Быстрее устаёшь и приходится делать перерывы в работе. Это тоже было уроком. Но вот Андрей, один из участников занятия, стал заметно приближаться к концу своей работы. И, глядя на его работу, мне вдруг стало понятно, что же мы всё-таки делаем. Ради чего работали все три занятия. Старались и думали о красоте и гармонии. Это было Яйцо! Да, просто деревянное яйцо, но и не просто яйцо. Почему-то, поняв, что это яйцо, я испытала какие-то странные чувства. Их сложно описать. Не было безразличия, как в случае с шаром. А было, наоборот, некое вдохновение, даже радость. Это помогло мне с лёгкостью продолжить свою работу. Как бы с новым азартом и новыми чувствами к ней. Рутина и усталость опять отступили.

Создать своими руками деревянное яйцо — что это? Вроде бы зачем? Хотя оказалось, что этому есть практическое применение — это штопалка, на которой есть выпуклости любого размера. Но внутри было что-то большее. Этого не объяснить. И наверно и не понять. Можно только попробовать самим. Ремесло — очень хороший урок для любой школы, при условии грамотного подхода. Даже мы, взрослые, смогли понять для себя известные истины, просто ощутив это на себе. В нас что-то изменилось. Работы детей — учеников школы — всё равно восхищают.

Мария Александровна Панфилова,
учитель рукоделия

* * *

Геометрия Когда мне предложили провести занятия для взрослых, я подумала: «О, это просто: рассказываешь, что знаешь, родители рисуют, что-то при этом переживают, потом мы с ними об этом говорим, и всё будет хорошо». На практике оказалось не так просто.

Занятия в школе для взрослых начались с предмета «рисование форм». В первом классе первая эпоха — рисование форм, не только, как подготовка к рисованию букв, но и как важное понятие формы вообще.

В традиционной школе такого предмета нет и он вызвал большой интерес — пришло 9 человек и не только родители, что порадовало. Рисовали простые формы: прямая и кривая, геометрические и симметричные формы. Вопросов было немного и поэтому много рисовали — так много, что даже устали. Устали, так как требовалось много концентрации и ещё потому, что взрослые всё время думают, хотят понять, что же здесь такое происходит. А здесь надо «погрузиться в переживание». Дети переживают это непосредственно.

Мне было важно, чтобы был диалог, но его в первый раз не получилось. С незнакомой аудиторией трудно выстраивать беседу, опыта маловато. И времени всего два часа — этого недостаточно. Вопросы очень помогают и всем тогда интересно. Хорошо было бы порисовать так дней пять по два часа.

Следующее занятие было — геометрия свободной руки, это уже 5 класс.

На него я шла уже в другом настроении. С людьми была знакома, предмет этот окружает нас со всех сторон. Но пришло всего 2 человека, был маленький шок. Второе занятие по геометрии, 7-8 классы, было более удачным. В давно знакомом содержании открывалось для них новое, удивительное. И радовало. Вот это действительно вдохновляет. Такие занятия проводить интересно, даже если приходит один человек.

Анна Васильевна Иванова,
лечебный педагог

См. также план занятий и фотоотчёт.