Вестник № 3(19) Май - Июнь 2010 г.

Наука о природе

С самого рождения человек сталкивается с различными явлениями природы, со временем он узнаёт некоторые законы природы из своего личного опыта, примерно в 11-12 лет в ребёнке вызревает способность к логическому рассуждению и он может начинать делать выводы из наблюдений за окружающим. Именно поэтому в 6 классе вальдорфской школы начинается изучение физики. И начинается оно с обучения внимательному наблюдению, описанию опыта и отрабатывания способности делать выводы из увиденного. Закрепив эти навыки в 6 классе, можно в 7-м переходить от простого наблюдения к изучению понятий и открытию законов. Что же мы рассматриваем на уроках физики в 6 и 7 классах?

Первым разделом физики, с которого мы начинаем, является акустика, то есть учение о звуке. В 6 классе ребята наблюдают за звучанием различных материалов, обнаруживают и формулируют зависимость высоты звука от длины, толщины и качеств материала. В седьмом классе происходит знакомство с понятием колебаний. Рассматриваются колебания струны и камертона, обнаруживается возможность записи колебаний и, как следствие, собственно звука, ребята сами объясняют принципы записи звука на грампластинке. Изучается также явление резонанса, его проявления в жизни.

Знакомство с оптикой в 6 классе включает в себя изучение света и тени, их взаимосвязей. Рассматривается связь света и тьмы с цветом, происходит знакомство с дополнительными цветами. В 7 классе изучается отражение и его законы – глубина отражения в зеркале; углы падения и отражения; вогнутые и выпуклые зеркала; влияние качества отражающей поверхности на отражение.

В 6 классе в рамках раздела «теплота» мы наблюдаем за расширением материалов при нагревании, говорим об изоляторах, немного затрагиваем понятие теплопроводности. В 7 классе всё это обобщается и углубляется, обнаруживаются три вида передачи тепла: конвекция, излучение и собственно теплопроводность. Подробно рассматриваются свойства воды при замерзании, история создания термометров и различные температурные шкалы, принцип работы центрального отопления в домах.

В рамках знакомства с электричеством шестиклассники наблюдают явления, связанные со статическим электричеством, то есть с природным явлением, известным людям с древнейших времён. В 7 классе мы узнаём историю открытия гальванического электричества, рассматриваем условия существования электрического тока, пробуем электричество на вкус и знакомимся с принципом работы электрической батарейки.

К механике мы впервые обращаемся в 7 классе. При помощи самых простых подручных средств мы знакомились с рычагом, затем из наблюдений за рычагом – линейкой ребята самостоятельно вывели закон рычага, некогда впервые открытый Архимедом. Мы знакомились с понятием силы и с различными простыми механизмами, поднимали друг друга при помощи системы блоков и выводили Золотое правило механики. Также в 7 классе мы решали физические задачи – качественные (на размышление) и количественные (письменные, с использованием формул), писали контрольные работы и сочинения – размышления о физике.

Конечно, в более старших классах изучение физики будет более наукообразно и размышления могут быть более глубокими, философскими. Но пока, на мой взгляд, главной целью знакомства с физикой было внимание к взаимосвязям в окружающей природе, к невидимым связям между разными явлениями, к возможности грамотного, экологичного использования человеком природных законов и собственных изобретений.

Именно физика даёт нам возможность обратить пристальное внимание на то невидимое, благодаря которому мы можем видеть взаимодействия. Например, мы не видим звук, но можем потрогать оставленный им след. Мы не можем потрогать свет и поэтому имеем возможность строить разные теории, объясняющие ощутимое, явное воздействие света. Мы можем видеть результат магнитного притяжения и потом думать, представлять себе, какова природа магнитного поля. Мы можем почувствовать удар разрядом тока – и пробовать понять, что же это такое – электрический ток. Что именно происходит в веществе при нагревании, что заставляет предмет расширяться? Такие сложные, практически философские вопросы о сущности событий и одновременно математически простые и ясные законы механики – всё это физика, наука о природе. Природе, которая нас окружает и которую можно и любить, и понимать.

Наталья Владимировна Захарова,
классный учитель

* * *

Нам предложили поразмышлять о физике...

Я думаю, что без физики не было бы ничего современного (вещей). Ведь всё так или иначе состоит из простейших механизмов — клина, винта, блока, рычага или наклонной плоскости. Всё, что в мире движется, кроме природы и живых существ, состоит из этих механизмов. Механизмы делают работу легче, например, на стройке. Без механизмов было бы трудно жить, ведь их использовали ещё древние предки человека.

Елена Цветкова, 7 класс

Физика

Всё, что нас окружает, все предметы и живые существа, всё это перекликается так или иначе с Физикой. Допустим, если взять даже ручку, которой я пишу, в ней тоже есть свой механизм – клин – тоже физика. Мы посмотрим на доску, которая висит в нашем классе – в ней тоже простой механизм – такой, как винт, если бы не он, доска бы лежала на полу и на ней было бы неудобно писать. На что бы ни упал наш взгляд, во всём мы найдём простые механизмы.

Физика есть во всём, что нас окружает...

Диана Одегова, 7 класс

Зазеркальный мир

Зазеркальный мир – полная аналогия нашего. Но. Если это самостоятельный мир, могут быть мировые законы, которые в целях безопасности или по другим причинам делают «их» мир для нас и наш мир для «них» полной аналогией.

С этой точки зрения зеркало – проводник между мирами. Интересный вопрос: зеркало – проводник в один конкретный мир или же это зависит от обстоятельств? Интересно, можно ли при каких-либо обстоятельствах посмотреть через аналогию в зеркале и увидеть другой мир? Если можно, то откуда, с какого места мы будем смотреть в другом мире, из зеркала в том мире? (или чего-то похожего). Это только теория, но ведь неспроста зеркало используется при разных обрядах, гаданиях. Есть много мистических историй о зеркале. Да, ещё зеркало используется при призыве тёмных сил. Неспроста.

Фёдор Цветков, 7 класс

Физика

Физика – это то, на чём стоит наш мир. Это слово может подразумевать под собой все явления на свете. Все явления связаны между собой. Все цвета для человека ассоциируются с разными качествами, теплом и холодом.

Кто-то что-то произнёс, закачался огонёк свечи – колебания передались через воздух. Зажгли в темноте свечу перед зеркалом, а осветилась стена напротив: свет отразился. Таких простых явлений очень много. Эти примеры можно приводить очень долго, и они никогда не кончатся, потому что физика есть во всём, физика есть везде. Без неё, как науки, мы бы не могли понимать мир. И изучив её, мы понимаем мир, видим его с другой стороны. Конечно, нельзя познать весь мир, но узнать о нём больше позволяет физика.

Александр Долганов, 7 класс