Новое время
Все мы со школьной скамьи знаем, что есть в истории такой период — Новое время. Почему вдруг оно — новое? Ведь нет понятия о Старом, к примеру, времени. Есть Древний мир, затем Средние века, и вдруг — Новое время. Может, это время действительно принесло нечто новое? Если попробовать отвлечься от политической истории — смены правителей, то и дело вспыхивающих войн, дележа подвластных земель и народов, то можно увидеть, как, начиная с XV века, меняется сознание европейского человека.
После расцвета греческой и римской цивилизаций наступило тёмное время Средних веков, когда культура и наука были отброшены назад, когда люди вынуждены были переселяться на необжитые земли или защищать свой дом от разора, грозящего со всех сторон. И в период некоего затишья в солнечной Италии, во Флоренции появляется целая плеяда художников, которые мечтают работать не по канонам церковной живописи, а воспевать своими творениями красоту мира и человека. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело — они были современниками, абсолютно непохожими друг на друга. Леонардо — яркий, подвижный, имевший интерес не столько к рисованию, сколько к открытию его законов. Его могучий ум предпочитал не восхищаться и копировать уже известное, но изучать и создавать новое — будь то техника рисования, новые краски, ткацкие станки, летательные аппараты или анатомические подробности строения человека. Мощь и разносторонность Леонардо не сравнить с нежностью Рафаэля, обаятельного и неконфликтного, предпочитающего рисовать — его картины остаются вечным источником тихой радости и надежды. Наконец, Микеланджело, впитавший с молоком кормилицы любовь к камню, способный оживить глыбу, отсекая от неё всё лишнее, человек с трудным характером и сильными руками, владевшими резцом до самой смерти. Именно эти люди возродили стремление к красоте, с них началась эпоха Возрождения, они учили видеть в привычном окружении новое — то, что раньше оставалось незамеченным или непонятым.
Представление европейцев о географии к XV веку было весьма туманным. До поры это устраивало всех, но именно к XV веку большое желание европейских правителей найти новые богатые земли совпало с появлением смелых и опытных людей, готовых к встрече с неизведанным. Давно забыто плавание финикийцев вокруг Африки, множество суеверий не позволяет морякам плыть к экватору. Генрих Мореплаватель, сам почти никуда не плававший, был португальским королём, которому был нужен новый путь в Индию. Благодаря его поддержке и финансированию началось изучение западного побережья Африки и ближайших островов. Затем под португальским флагом Бартоломеу Диаш пересекает экватор и достигает мыса Доброй Надежды; Васко да Гама, обогнув Африку, добирается до Индии и возвращается, в десятки раз окупив затраты на экспедицию. Португальцам большего и не надо. Но есть ещё Испания. Под её флагом итальянец Христофор Колумб ищет другой, западный путь в Индию — и открывает новый материк. Наконец, португалец Фернан Магеллан под испанским же флагом решает таки доплыть до Индии, обогнув этот новый материк. Его экспедиция была первым кругосветным путешествием, совершённым вопреки незнанию пути, отчаянию и страху матросов, помехам со стороны испанских «товарищей». Магеллан погиб, не вернувшись в Севилью, но его стремление и убеждённость в необходимости этого плавания принесли неоценимые результаты. Его экспедиция привезла карты с новыми очертаниями материков, она на практике доказала, что земля — это шар, тем самым сильно изменив представление людей о географии.
Великие географические открытия стали достоянием множества людей благодаря ещё одному изобретению XV века. Иоганн Гутенберг в Германии придумал такой способ печатания книг, благодаря которому книги издавались быстрее, становились дешевле. Через печатные издания всё новое распространялось с немыслимой до недавнего времени скоростью.
Одной из таких, несших в мир новое, книг была книга Николая Коперника. Этот польский учёный, больше тридцати лет наблюдая за небом, опроверг учение Птолемея о том, что Земля является центром Вселенной. Коперник наблюдал за движением планет, делал измерения и выводы. Практически перед самой смертью Коперника труд его жизни был напечатан. Через 3 года в Италии родился Джордано Бруно, для которого делом жизни стало нести людям учение Коперника. Именно тогда, когда Бруно рассказывал о Солнце как центре Вселенной, о Земле как рядовой планете, о том, что нет никакой хрустальной сферы звёзд, церковь объявила это учение ересью. Книги Коперника запрещались и уничтожались. Сам Бруно после 10 лет, проведённых в застенках инквизиции, был сожжён на костре как еретик. Но новое знание было уже не остановить. В Дании Тихо Браге в прекрасной обсерватории делает множество наблюдений звёздного неба и записывает их. Используя эти записи, немецкий астроном Иоганн Кеплер выводит свои знаменитые 3 закона небесной механики. Человек отвернулся от иллюзорных представлений и на земле, и в космосе. Развил эти знания итальянец Галилео Галилей, положивший основание экспериментальной физике. Пройдя через отречение от теории Коперника на суде инквизиции, он продолжал работать, до конца жизни занимаясь экспериментами в разных областях физики и астрономии.
И не только в учении церкви посмел усомниться человек XV века, он поднял руку и на саму церковь. Выступая против поборов со стороны церкви, в особенности против системы индульгенций, Мартин Лютер призвал к изменениям в церкви. Его призывы имели большой отклик в разных слоях населения Германии, в результате длительной борьбы с Римом и работы над изменением системы церковных служб родилось новое течение в христианстве — протестантство.
Можно также говорить о зарождении капитализма, о семье Фуггеров, на чьих деньгах держался ряд европейских правителей...
Главной задачей в изучении истории в 7 классе было охватить сознанием эти изменения, произошедшие в человеке в это — Новое, — время. За время эпохи ребята писали две творческие работы. Одной из задач было выбрать любое произведение эпохи Возрождения и попробовать подумать и написать о том, почему это произведение по сей день считается шедевром. Второй задачей было сочинение рассказа о встрече человека XV века с нашим современником. Вот некоторые из этих работ.
классный учитель
Картина Леонардо да Винчи «Портрет музыканта»
Когда я смотрел работы Леонардо, мне понравилась картина 1485 г. «Портрет музыканта». Внешность человека на портрете мне показалась очень творческой, красивой, живой и современной. На картине не было ничего лишнего, чёрный фон и человек. Обычно на портретах Леонардо люди позируют, стараясь показать себя с лучшей стороны, на этом же портрете человек был «настоящий», живой. На лице музыканта не было улыбки, что мне тоже очень понравилось. Меня привлёк этот портрет ещё и потому, что в нём было сочетание древнего и современного.
Почему «Сикстинская Мадонна» Рафаэля до сих пор считается шедевром
Мне кажется, что у всех, кто видел «Сикстинскую Мадонну», в душе осталось какое-нибудь переживание, ведь картина написана так «по-настоящему», что кажется, что Мадонна с младенцем на руках вот-вот выйдет из картины. За Мадонной множество ликов, которые я раньше даже не замечала. Картина эта известна всему миру и многие матери и дети смотрят на неё, потому что от неё так и исходят доброта и тепло.
Освобождение святого Петра
Мне кажется, что картина «Освобождение святого Петра» Рафаэля считается шедевром потому, что на ней всё очень чётко и ясно прорисовано. Мне она понравилась потому, что на ней изображено несколько сюжетов, и нарисовано очень красивое ночное небо. Ещё эта картина нравится мне потому, что на ней много нюансов, например: рельеф на арке, или блики от факела на доспехах. На этой картине все как живые, и поэтому она мне очень понравилась. Я думаю, что других эта картина привлекает тем, что на ней есть что-то светлое и вселяющее надежду – например, ангел, и что-то тёмное, например, темница и тюремщики, и этот ангел вносит свет.
Шедевр Рафаэля «Афинская школа»
Фреска Рафаэля «Афинская школа» считается шедевром в истории живописи. Её сравнивают с «Тайной вечерей» Леонардо. Фреска показывает стремление человека к познанию. Рафаэль изображает философов античности в образе своих современников: Микеланджело, Леонардо, Боттичелли, этим как бы воздавая хвалу им. В центре фрески изображены мудрецы Платон и Аристотель. Платон показывает пальцем вверх, говоря о неземной философии, а Аристотель вниз, говоря о земной. По сторонам от них расположились другие философы с группами учеников. Там изображены Пифагор, Диоген, Гераклит, Эпикур, Александр Македонский, Сократ и Евклид. У всех людей очень живые лица, они изображены в движении. Мне очень нравится эта картина и я хотела бы посмотреть на неё в Ватикане (Рим).
* * *
Корабль стоял на волнах, которые облизывали его днище, предвкушая чудесный завтрак из корабля, матросов и их капитана Колумба. Туман держал их в своих холодных, леденящих душу объятьях, словно боясь, что корабль снова найдёт нужный курс.
На борту корабля находился маг (лучший друг Колумба), умеющий переносить людей в будущее. Когда маг понял, что им не избежать участи стать кормом для морских чудовищ, он предложил другу спастись, перенесясь в будущее. Колумб соглашается на это путешествие.
Он попадает в Америку и вдруг слышит, как кто-то кричит: «Америку открыл Колумб!» Колумб останавливается в замешательстве, он весь преисполнен разочарования, потому что не может понять, как современные люди не понимают, что он доплыл до Индии?!
Колумб идёт дальше и заходит в магазин, где видит глобус, он опять удивлён: почему это шар, где так много воды и зeмли совсем другие?
Колумб выходит на улицу и там останавливается в изумлении, потому что кругом носятся большие, разноцветные глыбы, внутри которых сидят люди. Но где же лошади? Неужели люди променяли таких добрых и красивых животных на холодные, вонючие шумные камни? Колумб был очень удивлён этим, но вдруг мимо него прошли несколько человек в непонятной одежде и с разноцветными гребешками на голове. Колумб думал, что сейчас подбегут священники и сунут этих бедняг в петлю за столь неподобающий вид, но эти люди спокойно дошли до конца улицы и смешались с толпой ещё более непонятно одетых людей.
Колумб не может больше переносить такие разочарования и чудом возвращается к себе домой – в прошлое.
Как Александр Македонский попал в будущее
Александр Македонский сидел на коне и осматривал только что захваченные земли, как вдруг к нему подбежал еле живой враг и кинул в него камнем. Камень пролетел мимо, но капля крови с руки врага, оставшаяся на камне, полетела прямо на Александра и... попала на его лицо. Он хотел стереть её, но тут, с изумлением человека, попробовавшего на себе телепортацию, заметил, что находится не на поле боя, а в комнате, где какой-то человек рисовал картину. Этот человек стряхнул с кисти краску, и она снова попала на Александра, тут только человек и заметил его. Они оба с изумлением смотрели друг на друга, а потом художник возмутился и сказал: «Прекратите этот маскарад и выйдите из моей мастерской!» Дело в том, что Александр был в полном вооружении. Между Александром и художником завязался диалог и оказалось, что человек – величайший художник Возрождения Рафаэль. Он начал показывать Александру изобретения, произведения искусства, рассказал историю. Александр много узнал о своей планете: о том, что она круглая, про новые континенты. В его голове созрела идея захватить заокеанскую Америку. Когда Александр столько узнал о своей планете, он решил узнать побольше о солнце. Он пошёл к Галилео Галилею и заглянул на солнце в телескоп... Яркий солнечный луч ослепил его, а когда его глаза привыкли к свету, он увидел, что лежит на поле боя, сбитый камнем врага. Приводившие его в чувство радостно закричали, и он тут же забыл о своём странном, но очень занимательном видении.
* * *
Леонардо да Винчи заснул в своей комнате, не заметив этого. В своём сне он оказался в Древнем Египте.
Он оказался фараоном и захотел рассказать об открытиях его века, и так как он любил Египет и не любил Васко да Гама, он решил послать финикийцев, чтобы они, как Васко да Гама, оплыли вокруг Африки и чтобы все знали, что это финикийцы оплыли её первые и затмили славу да Гама.
Потом он захотел рассказать об остальных открытиях его века: он рассказал им про столетнюю войну и Жанну д’Арк, ещё он рассказал про эпоху Возрождения. Потом он рассказал им о том, как сначала были писцы, потом стали придумывать более удобные способы и вскоре появились печатные машины.
Потом он рассказал и о том, как открывали разные земли, и о тех страхах, которыми путешественников запугивала церковь, о кипящем море. Потом он рассказал о великих открытиях в области астрономии, а потом о власти, которой наделён Папа римский и о неуважении к богу со стороны церкви, которая за деньги прощала грехи. И о том, какими богатыми стали Фуггеры, которые обманули очень многих людей, и из-за этого разбогатели.
Всё это писцы записали, и Леонардо посоветовал им опробовать всё это.
Потом Леонардо пошёл полюбоваться Древним Египтом, и тут он проснулся.
* * *
После расцвета красоты цивилизации, на возвышенные духом страны обрушилась лавина из низких, грязных мыслями своими, необразованных гуннов. Они, не понимая, что делают, уничтожили создававшуюся веками культуру.
Началось тёмное средневековье, в котором лишь иногда вспыхивали лучи образованности и красоты. Несколько веков длилось тёмное средневековье, составив целую эпоху.
И вдруг, ворвалась, разорвав тьму невежества, эпоха Возрождения. Великие люди создавали великие шедевры, осветив серый день величием мысли.
Людям стало интересно, где они живут, что находится вокруг, им захотелось проверить мифы, такие как то, что земля плоская, а на экваторе кипит вода.
За несколько столетий люди узнали всю низость человеческой сущности, например в индульгенции (продаже искупления греха), и всю высоту мысли, например в работах Леонардо да Винчи.
Когда добавилось большое количество знаний, совершены астрономические и географические открытия, стали известны высота и низость человеческих мыслей, можно бы жить дальше, придерживаясь хотя бы середины, но...