Вестник № 1(12) Июль–Сентябрь 2008 г.

Мы снова вместе

«Этим летом мы, как всегда, ездили в лагерь на Мезмае…» – c такой фразы так и тянет начать. Как всегда… Это «всегда» невидимо присутствовало за совместными прогулками, занятиями, повседневным бытом. Ребята, которые уже во второй, в третий раз переступили порог мезмайской школы, делились с новичками опытом: «здесь так не принято… здесь мы делаем по-другому». Как изменилось всё по сравнению с нашей первой встречей в 2006-м году, когда никто толком не знал, зачем мы собрались вместе и чем будем заниматься!..

Да, сейчас, когда появилось новорождённое «всегда», можно подумать о том, почему мы уже в третий раз встречаемся среди гор. Что собирает нас вместе – нас, настолько непохожих друг на друга, что сложно поверить, будто такие разные люди могут целый месяц жить вместе. И как жить!

Солнечное свежее утро. Неповторимый аромат гор, рождающийся из запаха цветущих трав, лошадей и коров, самшита и бука, струи снежного воздуха с плато Лаго-Наки и ещё чего-то, неугаданного, неуловимого… А возле белого здания школы люди, собравшись в круг, поют. Это всякий раз чудо: как, без долгих репетиций, без особых умений и талантов, самые обычные люди могут так красиво петь? Просто – встав в круг, вспомнив (или запомнив) слова и мелодию… внимательно следя за Аней Дарий, которая невидимой волшебной палочкой оживляет всё вокруг, наполняет утреннее пространство чистыми звуками Музыки. Это пение становится возможным лишь тогда, когда каждый слышит окружающих, когда мы в кругу, когда мы вместе.

Время обеда. Кто-то ходил к водопадам, кто-то собирал целебные травы, кто- то убирался в школе. А из кухни уже доносятся аппетитные запахи еды. Многие, особенно подростки, успели сильно проголодаться. Как хочется побыстрее получить свою порцию и съесть её – быстро-быстро, ведь голод – не тётка! А вместо этого приходится долго, почти бесконечно ждать, пока все получат свою порцию и рассядутся за столами. Аромат еды щекочет ноздри, от голода сводит живот… Но есть никто не начинает. Сначала мы возьмёмся за руки, и – из тишины – начнут звучать слова. Слова благодарности Земле и Солнцу за то, «что есть у нас на столе». И только после этих слов – наконец-то! – можно будет утолить голод. Так постепенно, раз за разом, мы учимся замечать то, что мы едим. И благодарить за это. Мы учимся ощущать не только «я ем», но и «мы – вместе – едим». Приём пищи из совместного набивания желудка превращается в трапезу. Благословенную трапезу.

Утренний круг: «Ребята, кто хотел бы помочь на кухне?». Что в этот момент чувствует каждый внутри?

«Я вчера посуду мыл, это спрашивают не меня…».

«Я здесь ни при чём, я картошку чистил, а Кирилл (или Вася, или Лёня) еще ни разу не помогал!».

«Надо помочь – помогу. –Я!!»

«Если меня не спросят, значит, пронесло…».

«Не хочется, конечно, но всё равно придётся… Может, сегодня помыть, а потом можно будет отдыхать… – Я буду помогать на обед!».

И ещё множество разнообразных мыслей… А что чувствуют взрослые, когда им приходится вечером решать, кто будет готовить еду? Эти моменты – не из самых приятных. Борьба между пониманием – «надо помочь», «мало народу на кухне», «никто руку не поднимает, а есть захочется», «я уже давно на кухне не был(а)» – и желанием заняться другими, более интересными делами, чувством усталости, несправедливости (я уже 3 раза готовил(а), а некоторые – ни одного). Эти вопросы можно решить просто: написать график дежурства, и не будет долгих пауз и неприятных, внутренне неудобных моментов на кругу, не надо будет каждый раз вести диалог с собственной совестью. Почему же уже третий год мы пытаемся обходиться без графика?

Потому что так мы все учимся быть более ответственными. Учимся слышать свою совесть. Да, кто-то так и не поймёт, что этот вопрос адресован ему, и будет приходить в столовую только покушать. Кто-то почти каждый день будет мыть посуду и готовить еду. Но зато у каждого будет возможность стать взрослее. Измениться. Вырасти. Научиться не только брать, но и отдавать.

Можно долго писать о таких моментах, которые для кого-то уже знакомы, а для кого-то – впервые. Можно пробыть в лагере, и не заметить в нём чего-то «особенного». Можно видеть и ценить мгновения, когда у нас что-то получается сделать по-другому – не из привычки и удобства, а потому, что мы хотим учиться действовать иначе.

Мы все – разные, и лагерь каждый переживает по-своему. Кто-то скажет, что приехал отдохнуть, кто-то – встретиться с друзьями, кто- то – погулять в горах, кто-то – научиться новому и найти ответы на свои вопросы… Но – сознательно или нет – мы все хотели приехать именно сюда, именно к этим людям, именно в такой необычный лагерь. Потому что здесь есть что-то, что нам необходимо. Может быть, это – внимательный взгляд на человека, стоящего рядом, общий круг, ощущение, что мы друг другу небезразличны? Мы – вместе.

Ксения Цветкова