Ворота шлюза
Какое время года самое короткое? Любой школьник ответит вам: лето. Каким бы интересным и насыщенным оно ни было, сколько бы невероятных событий и приключений ни вмещало, но в затылок ему уже дышит новый учебный год, а по всему городу с середины августа расклеены плакаты: «Первое сентября – день знаний!». Мой сын даже удивился: «День знаний – он что – только один в году?!!»
Конечно, правильнее было бы назвать этот праздник «Днём начала получения нового объёма систематических знаний». Правильнее, но как-то уж совсем скучно, и ощущение праздника от такого названия совсем улетучивается.
А то, что 1 сентября – Праздник, так это точно, и ждём мы от него каждый год чего-то нового, особенного, прежде с нами не бывалого.
Как-то так получилось, что уже четвёртый год подряд, с самого начала существования школы «Со-творение», наши «Дни знаний» связаны с великой рекой, на которой мы живём – с Волгой. Только величие своё она открывает нам не сразу, а постепенно, вырастая от года к году.
1 сентября 2005 года школа была ещё крошечной, и два первоклассника, Федя и Маша, со своей учительницей Натальей Владимировной ходили на набережную Волги, смотрели на бесконечные её воды. Погода была чудесная – тёплая и солнечная, как и положено быть самому первому в жизни Первому сентября.
1 сентября 2006 года уже гораздо более солидная компания из восьми детей, трёх учительниц и других мам, пап и братьев рискнула пуститься вплавь по Волге на надувной лодке, чтобы посреди реки отдать волнам свои бумажные кораблики с написанными на них заветными желаниями. И хоть капал мелкий дождик, но день этот запомнился всем, как светлый и радостный.
1 сентября прошлого года мы, доехав до Романова-Борисоглеба (сейчас это город Тутаев), на пароме переплыли Волгу, чтобы поклониться иконе «Прибавление ума». Солнце грело по-летнему, и было тепло бегать босиком по прибрежной воде и ещё не остывшей земле.
1 сентября этого года мы отправились в город Рыбинск, чтобы на прогулочном теплоходике пройти через волжские шлюзы, а если повезёт, то и выйти в «открытое море» (Рыбинское водохранилище).
С каждым годом всё больше становилось воды: подойти к реке, потом – доплыть до середины, дальше – переплыть реку и, наконец, пуститься плыть по реке. Что ж – это естественно: растут дети – растут и расстояния, преодолеваемые нами, растёт и степень новизны и даже – риска. Теперь, когда школьники стали учениками четвёртого и шестого классов, 1 сентября может и правда стать Днём Новых Знаний.
Что такое шлюзы? Как они устроены, как работают? Как возникает этот невероятно высокий перепад воды, чему он служит? Что помогает удерживать эту безумную толщу воды, готовую упасть с высоты и затопить не только Рыбинск, но и Ярославль?!.. А какие ощущения испытывает человек, погружаясь вместе с теплоходом и уходящей вниз водой и видя высоко над головой кромку земли? Словно попадаешь в заточение в средневековом замке, и ворота шлюза опущены перед тобой, и ты бессилен перед стихией воды и камня, удерживающего эту воду в своих объятьях. Зато когда впереди открываются ворота шлюза и ты видишь бескрайний простор спокойной реки – о, какое чувство освобождения из плена испытывает твоя душа!..
Думаю, что не только для детей, но и для многих из нас, взрослых, были вновинку эти впечатления.
Погода, надо сказать, была на редкость холодной, ветреной и дождливой. А уж Волга, такая обычно ласковая и спокойная, была стального цвета и гнала такие пугающие тяжёлые волны, что наш капитан отсоветовал нам «выходить в море», поскольку в такую погоду даже бывалые «морские волки» испытывают иногда «морскую болезнь». Даже оттолкнуться от причала команде не удавалось довольно долго, так как волны буквально прибивали наше судёнышко к берегу. И всё же теплоходик, отчаянно борясь, преодолел дикое сопротивление волн и отчалил в свободное плавание!
Так и чудится, что это было некое знамение для всех нас: ведь и наша маленькая школа может, преодолевая жизненные бури, плыть с Божьей помощью против волн обыденного сознания, обременяющего прошлого опыта, страха за будущее и безопорности настоящего.
Была такая чудесная песенка у Новеллы Матвеевой:
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повёл себя в рейс –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Сам свой капитан!..
Такой Кораблик – это ведь и все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, его плавание – это и путь Школы, и отдельные судьбы её «команды». Главное, сохранить вот это невероятное ощущение победы: не волны, не ветер вертят нами, подчиняя нас себе, а мы сами преодолеваем их, плывя в выбранном нами направлении!
…Продрогли, натерпелись, измучались, проголодались. И это, скажете вы, праздник?!! «Ещё какой!» – ответим мы. Это и праздник встречи друг с другом, изменившимися за лето, и Праздник новой Решимости пуститься в плавание, и Праздник Надежды. Да и Праздник новых знаний тоже. Этот день – как ворота шлюза. Когда они открываются, ты видишь впереди огромную воду, уходящую далеко за горизонт. Так и 1 сентября словно позволяет заглянуть в предстоящий учебный год, уже стремящийся к нам из будущего.