Вестник № 3(9) Ноябрь-Декабрь 2007 г.

Как мы создавали тёплых и живых кукол

В конце ноября в стенах нашей школы проходил семинар по изготовлению кукол. Руководителем работы стала Алла Ланцман, которая вот уже 12 лет занимается всем тем, что связано с историей возникновения кукол и их изготовлением. Алла – психолог по образованию, лечебный педагог и опытная мама шестерых детей.

Семинар объединил будущих и настоящих мам всех возрастов, бабушек и маленьких девчушек. И, наверное, желание участвовать было продиктовано не только потребностью рукодельничать в силу нашей женской природы, но и какой-то глубинной памятью о тех временах, когда мы все играли в кукол и желанием хоть на чуть-чуть прикоснуться к этому миру прекрасного. И, конечно, каждой участнице хотелось сделать подарок своему ребёнку.

Благодаря работе на семинаре мамы узнали, как менялся облик куклы в исторические времена, почему кукол со временем перестали мастерить дома, какой же всё-таки должна быть кукла и что она значит для ребёнка. Об этом я и хочу рассказать подробнее.

Почему именно кукла всегда занимала среди игрушек совершенно особое место? Потому что кукла – это отображение человека, это его второе “Я”. В кукле ребёнок видит себя, оживляет её, одухотворяет своей фантазией. Играя в куклы, ребёнок учится выражать свои чувства и переживания. Кукла – это друг, с которым можно поделиться самыми сокровенными мыслями, горестями и радостями.

Какими куклами сейчас играют наши дети? Конечно же не такими, какими играли наши прабабушки и бабушки. Материалы и формы претерпели большие изменения, на смену простым тряпичным куклам пришли пластмассовые куклы. А в последнее время стали модными “высокотехнологичные” электронные куклы, куклы с навязчивой взрослостью (Барби) и выраженной половой принадлежностью. Обилие деталей, всевозможные “технические навороты” делают игрушку привлекательной. И, чаще всего, покупая, родители не задумываются о том, какое влияние она может оказать на малыша. А ведь такая кукла крайне нежелательна для маленького ребёнка, ведь её внешний образ не соответствует внутренней сути, что затрудняет восприятие у малыша и вводит его в заблуждение. Игра с такой куклой сводится к механическому повторению одних и тех же манипуляций. Примитивные функции, которым научена электронная кукла, вскоре наскучивают ребёнку и исчерпывают себя, а вот любопытство малыша возрастает: откуда идет этот звук, откуда льется водичка и почему? И тому подобное. В конце концов он не в силах устоять перед соблазном, разбирает куклу и изучает её нутро. А совсем маленькие дети просто боятся таких кукол.

Ещё Р. Штайнер писал в своих трудах о значении окружающей среды для ребёнка: “Нужно исключить игрушки, чрезмерно усовершенствованные, завершённые, технически законченные, не оставляющие места воображению ребёнка.”

Что мы можем предложить нашим детям взамен таких игрушек? Какая должна быть кукла, чтобы отвечать потребностям малыша и ребёнка постарше? В первую очередь кукла должна быть мягкой и тёплой на ощупь. Как приятно засыпать рядом с тёплой и вполне осязаемой куклой! Для этой цели мы используем для набивки натуральную овечью шерсть. Шерсть аккумулирует тепло, не электризуется в отличие от синтепона и пластмассы, она не опасна, если кукла вдруг “сломалась”. Шерсть – живой, натуральный продукт. Сама кукла шьется из натуральных тканей – хлопка, трикотажа.

Эти материалы (шерсть и ткань) настолько просты, что ребёнку не приходит в голову интересоваться, что у куклы внутри и ломать её. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности, любят, засыпая, держать в руках что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки, лодки или кубиков, ребёнок лишается множества впечатлений. Также ребёнок учится определять тяжесть предметов, исходя из их объёма, формы и материала. Громоздкая пластмассовая кукла выглядит куда тяжелее, чем есть на самом деле, а ведь это же пустая скорлупка.

Прежние резиновые куклы, по крайней мере, имели вес и были на ощупь мягкие. Даже небольшая, набитая шерстью кукла, имеет куда больший вес, чем синтепоновая. Тяжёленькая, мягкая и тёплая кукла, которую ребёнок прижимает к себе, легче вызывает у него привязанность.

Говоря о деталях, нужно сказать, что кукла для малыша должна быть наиболее проста в исполнении и наиболее целостна. Центральное место в ней должна занимать голова. Ведь на самом деле голова у ребёнка самая большая и тяжёлая часть тела, и обживает он своё тело тоже начиная с головы, сначала учась поворачивать её на звук, затем удерживать, слегка приподнимая, а затем вращать ею во все стороны. Ручки и ножки должны быть сшиты целиком вместе с телом, ножки могут быть не разделены и выполнены в форме мешочка или подушечки. Излишняя детализация черт лица должна отсутствовать. Глазки, ротик, носик могут быть едва намечены, а могут отсутствовать вовсе. И ребёнок не спросит, почему их нет. В его маленькой головке не возникнет такой вопрос, ведь всё, чего кукле не хватает, он дорисует в своём воображении. Кукла может плакать и смеяться, грустить и веселиться или просто спать, всё будет зависеть от настроения малыша. Напротив, же, застывшее лицо с навязчивой улыбкой, у современных пластмассовых кукол вызывает у ребёнка неестественное настроение, и не побуждает к фантазии и творчеству. Поскольку полуторагодовалый малыш ещё не использует куклу в сюжетно-ролевой игре, чаще она живёт в кроватке. С ней малыш может быстрей успокоиться перед сном, а при пробуждении велика радость от встречи. Такая кукла очень пластична: она может “ползать”, “сидеть”, “кувыркаться”. Здесь хороши куклы-бабочки.

Когда ребёнок подрастает, кукла тоже растёт вместе с ним. Примерно к двум годам можно разделить кукле-подушечке ножки, снять пришивной чепчик, пришить волосы, заплести косички, сшить одежду. Такие превращения соответствуют телесному развитию ребёнка. К этому возрасту он уже освоил многие навыки: ходьбу, его ручки и пальчики стали более ловкими; на его головке уже есть волосы и может даже косички. Теперь мы можем наметить глазки точками, если он задает вопрос почему нет пальчиков на руках, также намечаем их стежками. Теперь кукла живёт и формируется в процессе игры. С помощью неё 2–3 летний малыш отыгрывает различные ситуации: укладывает спать, укрывая одеяльцем; одевает и раздевает её, по-настоящему кормит её, купает в ванной и измеряет глубину лужи.

Старше становится ребёнок, взрослеет и кукла вместе с ним. К 5–7 годам уже хороши куклы с пришивными руками и ногами. Эти куклы набиты туго и на ощупь уже не такие мягкие, но по-прежнему остаются тёплыми и “живыми”. Изменяются и пропорции тела. Теперь голова занимает меньшую часть туловища, а конечности удлиняются. Это как раз совпадает с периодом “вытягивания” у детей в семилетнем возрасте, когда мы наблюдаем резкий скачок в росте. В этом возрасте кукла также важна в сюжетно-ролевой игре. Играя с ней, ребёнок может моделировать ситуации, с которыми он встречается в реальной жизни, и которые учат его благородству, смелости, уверенности, настойчивости. Кукла может помочь встретиться с будущим братиком и сестрой.

До какого возраста ребёнку играть в куклы? Он определит это сам. И даже если кукла уже забыта двенадцатилетним подростком, она навсегда останется жить в его сердце и в воспоминаниях о детстве!

В радостной атмосфере совместного творчества на семинаре одна за одной рождались прекрасные куклы. Каждая из них была поистине чудом, и каждую ждала встреча со своим маленьким другом. Я уверена – эта встреча была очень приятным и трепетным моментом в жизни ребёнка, даже если ему уже 21! Пусть в жизни ваших детей будет как можно больше таких моментов.

Анжелика Долганова