Древний Восток в пятом классе
Пятый класс – время, когда в соответствии с возрастом дети окончательно приходят на землю и находят на ней равновесие. В них ещё живут отголоски детского чистого восприятия духовного мира, но всё больше их интересуют вещи земные, которые можно потрогать, изменить, вообще то, что сделано человеком.
В жизни человечества такому периоду соответствует время так называемого древнего мира. В Древней Индии человек жил, легко паря по жизни, почти не замечая трудностей, под сильным покровительством богов, окружённый благодатной природой. Житель Древней Персии гораздо больше сталкивался со злом, это отражено и в религии, которая тогда была особенно распространена – зороастризме. В то же время персы считали самым праведным работу на земле для блага земли.
Шумеры, ассирийцы, халдеи – жители Древней Месопотамии, помимо разного рода работ, занимались ещё и наукой. Для них были чрезвычайно важны и интересны наблюдения за небом, они начинали делать первые расчёты при строительстве. Именно шумеры высчитали, что Солнце делает за сутки 360 шагов, поскольку путь Солнца по небосводу за день можно провести, уложив подряд друг за другом 180 дисков дневного светила. Именно оттуда и пошло деление круга на 360 градусов, перенятое у шумеров египтянами, у египтян – греками и т.д.
Три древние культуры – индийскую, персидскую и ассирийско-халдейскую пятый класс изучал в первой половине года. В третьей четверти мы проходили жизнь в Древнем Египте. Мы рассматривали повседневную жизнь египтян, знакомились с египетскими богами и священными животными, читали художественные книги о жизни древнеегипетских детей замечательного египтолога Матье. Древние египтяне имели чёткие представления о загробной жизни и всегда помнили о Суде, на который попадёт их душа после смерти. Там, на суде богов, умерший должен был прочесть исповедь отрицания, где утверждалось, что человек прожил жизнь праведно. Детям очень трудно было понять, как можно прожить жизнь, не причинив никому никакого зла.
Апогеем в изучении Египта стала постановка спектакля "Зал Суда", для которой родители изготовили из поролона маски богов, изображающие сокола, шакала и ибиса, а также короны для фараона и Осириса. Этот спектакль мы показали родителям, а затем поехали с ним в гости в "Семейный лад" – московскую вальдорфскую школу. Всеми зрителями спектакль был принят очень тепло. В Москве мы побывали также в музее изобразительных искусств им. Пушкина, где осмотрели залы древнейших цивилизаций и Египта. Часть ребят побывала также в музее Востока, где представлена большая экспозиция по Индии и небольшая по Древней Персии.
При изучении всех перечисленных древних культур, помимо мифологии, мы понемногу рассматривали и исторические факты, и конкретных людей тех времён. Но окончательно к истории как к предмету, основанному на датах и конкретных событиях, мы перейдем при изучении Древней Греции. Именно там обширная мифология, богатейший эпос и множество исторических портретов, фактов и событий показывают удивительную гармоничность человеческого существа. Гармоничность, к которой можно стремиться и детям, и взрослым.