Вестник № 4(10) Январь-Апрель 2008 г.

Обучение письму

"…У тебя довольно неразборчивый почерк, а это очень дурно и невежливо: благовоспитанный человек всегда должен писать так, чтобы чтение его письма не затрудняло читающего".
(Н. Лесков, "Детские годы")

Одно из сильных отличий нашей школы от школ обычных, с привычной программой, состоит в том, как мы обучаем детей письму. И наверняка многих родителей интересует, почему подготовка ребёнка к процессу письма занимает так много времени, коль скоро в обычной школе всё происходит очень стремительно, и дети “овладевают” процессом письма в течение первого класса. От чего же в вальдорфской школе дети начинают писать только во 2-м классе, и, как правило, даже во втором полугодии? И не признак ли это того, что наши дети менее умны и способны, что они слабее и хуже подготовлены к школе вальдорфским детским садом? Не будут ли они менее успешны в дальнейшей жизни?

Давайте разберёмся вместе. Что такое письмо в нашей культуре? Рискну дать такое определение: письмо – это процесс безотрывного соединения неких условных значков, соответствующих определённым звукам речи (букв) в цепочки разной длины (в слова), располагающиеся на плоскости горизонтально, ряд за рядом, сверху вниз и слева направо, процесс, осуществляемый с помощью инструмента, способного оставлять зримый след от движения.

    Посмотрите, сколько тут всего нового для ребёнка:
  1. Из потока речи нужно выделить отдельные звуки (порой очень похоже между собой);
  2. Нужно запомнить какой знак (буква) соответствует какому звуку;
  3. Нужно научить своё тело (руку) двигаться в соответствии с каждой буквой, т.к. буква – это различные сочетания прямых и кривых линий.
  4. Нужно научиться держать в руке "инструмент, оставляющий след на плоскости", сделать этот "инструмент" продолжением своей руки; для чего рука должна быть хорошо подготовлена развитием мелкой моторики и дифференциацией косточек в сложнейшем устройстве кисти руки, а также должна быть развита система глаз-рука.
  5. Нужно научиться ориентироваться в пространстве и на плоскости, не путать "право-лево";
  6. Необходимо развить равновесие, без него строки не будут горизонтальными и будут “прыгать” вверх-вниз, а буквы получаться то большими, то маленькими;
  7. И, наконец, чтобы буквы соединялись при письме (безотрывное письмо), ребёнок должен переносить метаморфозу печатных знаков в письменные и выработать свой ритм движения при письме.

И, наверное, это ещё не всё, что должен уметь ребёнок, осваивая письмо.

В жизнь школьника из обычной школы письмо как деятельность врывается посторонним, очень трудным делом, как бы специально придуманным взрослыми для того, чтобы мучить детей, не учитывая их реальных возможностей. Эта новая деятельность, нахлынувшая в одночасье, как огромная волна, накрывает малыша с головой. И ещё большой вопрос, сумеет ли каждый первоклассник вынырнуть из-под этой волны, не захлебнувшись. Ведь не секрет, что в обычных школах, в самом начале 1-ого класса именно письмо неумолимо делит детей на “способных” и ”отстающих”, и на долгие годы лишает их радости от учения. Неудивительно, что эти люди не любят и не хотят писать.

В вальдорфской школе к этому важному умению подходят иначе: мы не вносим письмо извне, оглушая ребёнка, а как бы проращиваем этот процесс изнутри детских возможностей и потребностей развития – и делаем это не спеша, "со скоростью травы и в ритме сердца".

Поэтому наши второклассники воспринимают изучение письменных букв как долгожданный подарок или как “взятие важной высоты” на долгом пути обучения. Посмотрите на их тетради: вы увидите ровные строчки на нелинованных листах, аккуратно выписанные буквы. Посмотрите на их лица когда они пишут: по ним вы увидите, что ученики заняты серьезным и не простым, но интересным и посильным делом.

Но давайте посмотрим, что же происходит до этого благостного момента, до начала письма, и как потом этот процесс развивается в нашей школе. Выработке умения слышать в речи отдельные звуки и обозначать их с помощью печатных букв, посвящен весь первый класс. Каждая буква, как зримый знак, вырастает из образа, в “имени” которого наиболее ясно слышен звук, обозначаемый этой буквой. На это уходит гораздо больше времени, зато результаты невозможно переоценить, поскольку:

  1. Дети хорошо различают звуки на слух со всеми их характеристиками: гласные-согласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие;
  2. Дети отлично ориентируются в буквах: узнают их при чтении и правильно обозначают ими звуки речи при письме, а точнее при “печатании”, поскольку речь идет пока что о печатных буквах.

Первоклассник переживает каждую букву как форму – особенную и неслучайную. Любая форма – это движение по прямым и кривым линиям. Правильно и красиво изображать буквы детям помогает предмет "Рисование форм", его тоже нет в расписании обычных школ. Сначала ребёнок "рисует" букву рукой в воздухе, потом ногой на полу, затем ходит по форме этой буквы – так буква-форма "впечатывается" в тело ребёнка, в его руки и ноги. И только после этого ребёнок рисует огромную букву – во весь лист своей тетради (четверть ватмана) восковым мелком-блоком. В этом движении участвует вся рука, а не только кисть, этого требует большая амплитуда движений 7-летнего школьника, поскольку тонкая моторика ещё недостаточно сформирована. И только постепенно движение "сворачивается", становится боле локальным, и к концу 1-го класса ребёнок пишет кистью руки – и, соответственно, гораздо мельче, хотя каждая буква продолжает переживаться как форма.

"Сворачивание" амплитуды движения в процессе овладения письмом мы наблюдаем по всем параметрам. Уменьшается размер листа – ко 2-му классу ребёнок пишет уже на листе потребительского формата (А4). Уменьшается и ширина "пишущего инструмента" в руке ребёнка: широкий мелок-блок сменяется более узким восковым мелком-стеком, а еще позже – толстым, мягким цветным карандашом, и лишь в 3-м классе появляются перья, целая череда – от гусиного до чернильной авторучки. Эта смена листа и "орудия письма" происходит совершенно естественным для ребёнка образом: как только учитель видит, что все в классе стали писать буквы мельче, он заменяет тетради и пишущие инструменты на меньшие. Сворачивание буквенных форм означает, что косточки кисти руки всё больше дифференцируются, а это способствует развитию тонкой моторики. Этот процесс поддерживается также пальчиковыми играми в ритмической части урока, рукоделием, игрой на флейте.

Так к середине 2-го класса все дети готовы к изображению письменных букв и ждут этого с нетерпением. И тогда каждый ребёнок будет писать красиво,– он уже может и очень хочет делать это!

На всём протяжении школьного обучения наши дети не пользуются линованными листами. Стараясь чтобы строчка не "взлетала" и не "падала", ученик учится не просто красивому письму, но и работает над поиском середины (и на листе и в самом себе), развивает равновесие, что является абсолютно воспитательным моментом в образовании. Ведь не секрет, что с каждым годом в мире растет число гиперактивных детей, чьи движения словно непроизвольно "вырываются" из них. Для таких детей управление своим телом (и рукой в том числе) является большой проблемой. Письмо на нелинованной бумаге воздействует на них гармонизирующе.

Как же печатные буквы "превращаются" в письменные?

В нашей школе мы не используем прописи, т.е. письмо по заданному извне образцу застывшей формы. Ведь несмотря на то, что все школьники в обычных школах начинают с прописей (т.е. с копирования очень красивого письма), их почерки к концу средней школы сильно разнятся. Эти различия отражают индивидуальные особенности учеников и степень развитости их ритмической системы. Недаром же графологическая экспертиза может так много рассказать о человеке. Ведь письменные букво-формы гораздо сильнее связаны с дыханием и сердцебиением, чем буквы печатные. По почерку человека, по его изменениям в рамках одного текста, даже неспециалист может увидеть, где дыхание пишущего было ровным, где он заметно волновался, где обрел прежнее равновесие, или где человек устал писать.

Поэтому при обучении письму мы обращаемся к чувству ритма ребёнка. Под счет, соответствующий естественному дыханию (вдох-выдох) дети осваивают элементы, общие для всех письменных букв. Выглядит это примерно так: учитель делает движение рукой и в такт произносит

Раз оп-ля ух-ты дрынь роли-оп и так далее.

Дети повторяют за учителем. Это воспринимается ими как игра. Затем из различных комбинаций этих элементов появляются все письменные буквы. Звучащий внутри у детей ритм помогает детям писать как дышать – не слишком медленно, но и не чересчур быстро, а естественно.

На этом этапе освоения письма, дети пользуются толстыми мягкими карандашами. Чернила (тушь), а с ними и перо, приходят лишь в 3-м классе, когда дети пробуют писать гусиным пером, макая его в чернильницу-непроливашку. По сравнению с карандашом, письмо пером имеет новое качество: на листе ясно видно чередование нажима( движение сверху вниз, выдох, более широкая линия) и легкости (движение вверх, вдох). Использование пера и чернил не позволяет школьнику писать небрежно, торопливо, вне зависимости от дыхательного ритма. Это очень важно, так как продлевает период переживания буквы как формы, и соответственно, ее тщательного выписывания. Чем дольше удается продлить этот период, тем глубже "прорастает" навык красивого и разборчивого письма.

После упражнений с разного рода перьями и бамбуковыми палочками дети начинают писать перьевыми ручками с широким каллиграфическим пером, и пишут ими на протяжении всей школьной жизни. Перо постепенно становится более узким. Этот момент является принципиальным, так как шариковые авторучки провоцируют небрежность и неритмичность письма. Символом престижа и сейчас служат перьевые ручки типа "Parker", и до сих пор важнейшие документы подписываются золотым пером.

Естественно, уже в конце средней школы дети владеют клавиатурой компьютера, но вплоть до окончания школы свои книги ("главные" тетради по предметам) дети пишут от руки. Такие же требования предъявляются и к оформлению проектной работы в 10-м классе: работа должна быть написана от руки. В чём тут дело? Не отстает ли вальдорфская школа от требований времени? Не пытаемся ли мы искусственно тормозить технический прогресс?

Нам представляется, что цивилизация всё больше делает человека придатком "умной" машины, нивелируя его личностные качества и искореняя индивидуальность, в огромной степени проявляющуюся в столь различных почерках у разных людей. Мы пытаемся укрепить и развить те индивидуальности, которые пришли в мир в наших детях. Отсюда наша забота о правильном обучении детей сложнейшему навыку письма.

Линецкая Елена Александровна