Вестник № 2(23) Февраль - Июнь 2012 г.

«Пусть не вечен человек,
то, что вечно – человечно»
А. Фет

Оканчивая одиннадцатый класс вальдорфской школы в городе Уберлинген (Германия), я успешно защитила проектную работу на тему «Арттерапия» под научным руководством Александра Михайловича Цвелика. За время, прошедшее с нашей последней встречи, прошло 12 лет. В этот период в моей жизни произошли важные события — я стала женой и Мамой. Узнав о семинарских художественных занятиях и лекциях Александра Михайловича Цвелика в Ярославле, Александр Михайлович Цвелик я проявила большой интерес и сразу записалась в участники, так как тема «Сказки» интересовала меня уже не просто теоретически. Структура занятий предполагала лекционную часть и время для собственной творческой реализации (лепка из глины, акварельная и пастельная живопись). По просьбе Натальи Владимировны Захаровой я восстанавливаю свои записи с занятий и делюсь с Вами знаниями и впечатлениями, полученными мною на встречах с Александром Михайловичем весной 2012 года.

О сказках

Несомненно, вы обращали внимание на то, что дети просят повторять им одну и ту же сказку по нескольку — иногда бесконечно — раз. Это важно, потому что создаёт и поддерживает необходимый ребёнку ритуал. Ритуальность обеспечивает спокойствие детской душе. Постоянное повторение одной сказки даёт почву для взращивания чего-то нового на этой основе.

Сказки, по своей сути, многослойны и метафоричны. Они не так просты, как представляются нам на первый взгляд. Даже в самых, казалось бы, детских сказках речь идёт не просто о взаимодействии животных. Пример этому — одна из сложнейших и глубоких сказок — сказка о Курочке Рябе. Стоит только задаться вопросом, что это за яйцо такое золотое, которое разбить (расшифровать) никто не может? Сказка о мироздании? Возможно…

Примечание. В оригинале это звучит так: «Не простое, а золотое. Пестрó, вострó, костянó, мудренó…». Что же это такое? Как это совместимо — золотое — и костянó? А вам не приходило в голову — в ту самую КОСТЯНУЮ голову — ЗОЛОТАЯ, многосверкающая гранями (пестрó…) мысль о том, что это за яйцо такое? — А. М. Цвелик

Дойдя до наших дней, многие сказки сильно исказились и спутались, усеклись и видоизменились концовки, растерялись герои. Старайтесь обращаться к старинным версиям изложения, к Афанасьеву, другим собирателям настоящих народных сказаний. Обращайте внимание на качество иллюстраций.

Примечание. Попса проникает повсюду, как сигаретный дым сквозь щели сознания. Неестественно, когда коты ходят на двух на ногах, волк носит джинсы, а птица бейсболку. Все эти мультяшно-диснеевско-американизированные образы больно коверкают райски-волшебный, таинственный мир сказки. Чем измерить глубину правдивости сказочного персонажа? Только мерилом его волшебства и отзвука сердца… Дай Вам Бог, чтобы было чем измерить… иначе — не спрашивайте… — А. М. Цвелик

Даже в сказках «для самых маленьких» присутствует множество слоёв и смыслов; они как оболочки — во-первых, образа человека: внутри нечто волшебное; а последующие слои описывают темы семьи, дружбы, быта.

В сказках есть три основных направления, как в самом существе человека. Первое — основа, ствол всего сказочного мира, — ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ. В них герой, как правило, проходит через смерть и воскресение, или через какую-то сущностную метаморфозу — был Иван-дурак, а стал царь, женился на царской дочке. Второе — это сказки о животных, зверях — повести о душевных свойствах, о дружбе и предательстве, верности и измене, уме и глупости, коварстве, любопытстве и хитрости… В общем, о Лисичке-сестричке и глупом Сером Волке, трусливом — или умном — Зайце, любопытной Обезьяне… Звери представляют душевные качества человеческой души и показывают, как им дóлжно взаимодействовать, И КАКОЙ ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ ВЫВОД, как говорил Винни-Пух. Третий вид сказок — это сказки БЫТОВЫЕ, которые соответствуют не душе, как сказки о животных, а её обители — ТЕЛУ человека. Там часто рассказывается про дом, про семью, про хозяйство, про то, как всё должно быть обустроено по порядку и по чину. И не только про домашнее, но и про мироустройство: «Как люди научились выращивать хлеб», «Как люди научились считать время…» и прочие космологические и антропологические сказки. Часто их можно встретить в сборниках африканских и островных народов. Многие из них не сохранились или исказились, но то, что есть, можно скорее всего встретить среди индийских сказок.

Примечание. Космос, образ дома, тела человека выступает сквозь их сокровенную ткань. МИР=ДОМ=ХРАМ=ТЕЛЕСНАЯ ОБИТЕЛЬ. — А. М. Цвелик

На сказках вполне можно базировать любые знания и опыт: от волшебных — «Василиса Прекрасная», где присутствует образ куколки, с которой разговаривает девочка, потерявшая мать, как образ Ангела-хранителя, — и до совершенно прикладных, например «Неверный брат Солнца» — история со смыслом о природе электричества.

Примечание. Эта так называемая «История со смыслом», или по-нашему — «притча» о том, что такое электричество — рассказывалась Юргеном Тебератом, вальдорфским учителем, посвятившим свою жизнь искусству преподавания и обучения, и ещё её продолжающим посвящать… Юрий Иванович, как он просит называть себя, одним из первых принесший вальдорфскую педагогику в нашу страну, в своё время прошедший сталинские лагеря, потому что попал в плен во время войны. Он не выпустил ни одной пули, он был переводчиком. И отказавшись бежать к англо-американским войскам (а солдат вывел на берег речки, и сказал — беги, плыви, стрелять не буду, там американцы, спасёшься) — не убежал. Он остался. Переводчиком в лагере для немецких военнопленных. Потому что за попытку обучаться русскому для немецких военнопленных полагалось одно наказание — расстрел. Юрий Иванович был их языком и ушами, и многие смогли выжить только благодаря тому, что он мог говорить за них, «разбирать» и «уговаривать». Его «истории со смыслом» опубликованы в вальдорфском журнале «Дитина» на Украине. — А. М. Цвелик
Примечание. Эти истории можно найти на сайте школы «Со*творение».

Итак, мы перешли к рисованию сказки. Сказочный мир имеет такие же области, как и человеческая душа; далёкое и близкое, холодное и горячее, родное и чужое…

Слои сказочного мира имеют свой окрас: тёплые цвета растворяют и сопутствуют бытовым, родным, душевным или мирским аспектам жизни (ярмарка, родной дом, красивая одежда — вспомним: красна девица — значит, хорошая, добрая, полновесная жизнью и радостью), в то время как холодная гамма встречается там, где есть место волшебству или описанию философских, глубоких, уводящих в серьёзные или даже опасные стороны, тем. Голубые, фиолетовые, ультрамариновые оттенки делают детали отчётливыми, как кристалл. Жизнь принимает серьёзный, драматический или запредельный оттенок.

Согласно индийской классификации, сказки подразделяются на три группы: С точки зрения образов, содержащихся в сказках, можно проследить также три направления:

Образы не буквальны, их нужно расшифровывать, снимая слой за слоем. Вдруг открывается, что образ дома предстаёт в виде мельницы; под масками животных кроются правда и ложь; а поиск сокровища, любовь, смерть и воскрешение кроются в символах превращения и преображения.

Толкование сказочных смыслов — индивидуально; и ни в коем случае не стоит навязывать своё понимание детям, а тем более толковать им сказки — что обозначает то или это… Такие толкования были бы страшным отравлением, убийством волшебного для ребёнка. Впитывание, принятие на свой лад — это работа, которую душа каждого из нас делает сама, это питает и оживляет её силами волшебства на всю жизнь.

В некоторых сказках нам встречается цикличность и повторение сюжета; это — так же важно для детей-слушателей, как новый вдох и выдох, как продолжение и совершенствование. Взрослым это кажется скучным порой, но ребёнок — особенно маленький — всегда поправит вас, если вы попытаетесь «сократить» рассказ — «а про второго сына ты не рассказал!» Ибо нельзя за два шага дойти до того, что требует трёх шагов; повтор — «ноги» сказки, они требуют шагать именно три раза, никак не меньше, чтобы дойти до цели. Повторы важны детям.

Конец — особенно волшебной,  — сказки обязательно должен содержать некое преображение; но просто оно не всегда явно. Поэтому важно не «переделывать» конец сказки и не покупаться на книги в современных «усечённых и облагороженных» версиях, где волк и семеро козлят благополучно сожительствуют в одной дружной семье. Родители порой переживают по поводу того, что в народных сказках присутствуют агрессивные моменты, которые могут, как они полагают, напугать ребёнка. Здесь важно понимать, что волк из Красной Шапочки, которому разрезали живот, набили его камнями, зашили и потом он сам свалился под их тяжестью в колодец, — не млекопитающее животное, похожее на собачку, а символ зла, коварства, ненависти, которое, пресытившись злодейством, само себя топит, захлёбываясь своею же жадностью. С этими пороками МИРУ просто необходимо жестко расправиться, и уничтожаются они не с первого раза и не сами собой, а со многими предупреждениями — и, коль не хотят «на себя оборотиться». Получают СВОЮ судьбу, ПО СВОЕЙ ЖЕ ВОЛЕ. Зачастую мы ожидаем от детей реакцию, которую они вовсе не демонстрируют, если родитель (бабушка, дедушка, няня и пр.) правильно читает сказку. Своей интонацией мы иной раз сами и навязываем неверное понимание — жалеем волка, потом сочиняем «альтернативный» конец, типа он «одумался» и стал жить с Красной Шапочкой и бабушкой одной счастливой семьей.

И ребёнок в глубине души чувствует, что в доме поселилось Зло и ненависть, что его не истребили. То есть в желании смягчить сюжет сказки мы делаем только хуже — искажаем идею и обесцениваем её глубинную мораль.

Не только родители, но и современные издатели нередко переделывают концовки сказок: это неправильно и вовсе не безобидно. Хорошо иллюстрирует это «альтернативный» конец сказки «Теремок», где совершенно несовместимые животные и насекомые не разрушают его, а живут все вместе «дружно и счастливо» в тесноте, словно в коммунальной квартире.

Раскрыв метафору «Теремка», можно понять, в чём содержится опасность такого окончания.

«Теремок» — это образ дома. Если ещё глубже, это — образ головы, в которую постоянно кто-то залетает. Комар, лягушка, лиса — как навязчивые мысли, не дающие покоя, постоянное жужжание, теснота, несовместимость и распирание. Эта сказка просто не может закончиться «хорошо». Естественно, что в итоге с приходом медведя всё переполняется и рушится, конструкция теремка не выдерживает такого давления и разваливается. «Крыша едет», голова вскипает. И в этот момент совершается освобождение и выдох.

Согласитесь, очень современный сюжет с точки зрения сегодняшнего человека, находящегося в постоянном стрессе и суете. В один момент наш «теремок» может не выдержать. Кому-то это намёк на необходимость отдыха, кто-то увидит идеи даосизма, а может, речь о том, как важны в нашей жизни Гармония и спокойствие.

На сказку о Теремке можно взглянуть так: Теремок — это готовая форма, в которую помещаются совершенно различные существа. Такие непохожие персонажи не могут существовать в одном рyбленом пространстве. Итог — конструкция падает. Сюда прекрасно укладываются идеи о политическом режиме и революции, о навязанных правилах и барьерах, которые должны быть сломлены. «Теремок» всегда оканчивается именно так и никакого «счастливо вместе».

Некоторым особняком стоят сказки Востока. Для них характерны «вставные» сюжеты. Герои всё время что-то вспоминают, повествуют о чьих-то происшествиях, упоминают всё новых персонажей и рассказывают о том, что случалось с ними. Назначение такого рода сказок иной раз состоит в тренировке памяти. История при её вспоминании раскручивается в обратном порядке. Этот принцип работы над улучшением свойств памяти используют и сейчас, достаточно рассказывать себе вчерашний день в обратном порядке «я лёг спать в 22:30, до этого почистил зубы, одел пижаму, почитал, погулял, поужинал, пришёл с работы и т.д.»

С другой стороны, восточные сказки похожи на молитву: перебираются чётки, переворачиваются страницы… Некоторые из них пришли непреобразованными ещё из глубочайшего прошлого человечества, когда повтор был гораздо важнее шага на новую ступень — как для маленького ребёнка, освоение одного и того же важнее новизны до какого-то момента, пока ещё важно закрепиться на чём-то одном, прежде чем шагнуть дальше…

Итак, рассказывая сказку, не нужно разъяснять ребёнку «кто плохой, кто хороший», не стоит навязывать своё толкование сюжета, и будьте внимательны при выборе сказок с «настоящим» и «срежиссированным добрыми дядями» концом и «правильными» иллюстрациями. И ещё один важный момент, касающийся прочтения сказок: читайте как бы нараспев, не тараторьте, как телевизор или новости по радио. Рассказывая сказку ребёнку (особенно на ночь), не нужно подключать также и всё ваше актерское мастерство, делать МХАТовские паузы и интонационное чтение в стиле Беллы Ахмадулиной. Голос должен быть ровным и спокойным, убаюкивающим и мягким. Для самотренировки можно во время чтения перекладывать маленький мячик из руки в руку, помогая себе войти в необходимый ритм. Обращайтесь к книге время от времени, не утыкайтесь в текст — и убирайте ненужные связки и лишние, не влияющие на смысл детали, допускайте немного импровизации. Рассказывайте над текстом, но — внимание, — всегда повторяя то, что говорили вчера. Наслаждайтесь сказкой, размышляйте над ней, учитесь и развивайтесь с её помощью.

С благодарность и уважением к А. М. Цвелику
Татьяна Браславская (Спивак)
С огромной благодарностью к Тане — нахально иногда дополнял её текст —
А. М. Цвелик

См. также афишу, все фото.

* * *

Для меня этот семинар — исследовательская мастерская. В основном я была погружена в творческое исследование цвета, форм, своих состояний (любопытство, растерянность, страх, восторг, самокритикование, любование и многое другое...) в процессе работы с красками и мелками.

Очень интересна идея — соединить на одном листе тёплые и холодные цвета через свечение и взаимопроникновение!

Удивительно было смотреть в исполнении Цвелика на рождение узнаваемых образов из хаоса цветов...

Есть ощущение соприкосновения с глубокими смыслами сказочного мира. Хотелось бы больше погрузиться в исследование глубинного смысла конкретных знакомых с детства сказок.

Ждала получить практический инструмент по сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми — не получила...

Всего доброго, с уважением, Марина Кузнецова

См. также афишу, все фото.