Немного о превращениях
Дети очень любят сказки. Они готовы слушать их лет с двух-трёх, с удовольствием просят рассказывать их по много раз, сами выучивают и подсказывают рассказчику. Но есть одна тонкость: волшебные сказки — те, в которых надо уметь представить себе превращение тыквы в карету, Иванушки в козлёнка и т.п., ребёнок может слушать только тогда, когда у него появляется способность фантазировать. То есть примерно до пяти лет в представлении ребёнка Иванушка не может ни во что превратиться и тогда просто появляется ещё один герой — козлёночек, зарезать хотят Иванушку и так далее. И только появление фантазии помогает «принять» сказочные превращения и начать понимать, что сначала есть одно, потом оно становится совсем другим, позже, возможно, третьим или снова первым, то есть самим собой.
Очень похожие процессы превращения происходят в химии! Вещества переходят одно в другое, теряя все прежние качества, изменяясь до неузнаваемости! Понять это (не выучить, не принять на веру), именно понять ребёнок может только тогда, когда у него появилась способность к собственному мышлению и согласованию в этом мышлении различных представлений. Обычно это происходит примерно в 13 лет, а это означает, что изучать химию можно лишь начиная с 7 класса.
Ведь что такое химия, если не превращение? Формулы? Но откуда они взялись? Из анализа? Но что такое анализ? Процесс взаимодействия, превращения. А откуда взялось само вещество? Из химической реакции, то есть — превращения! Одно становится другим, совсем непохожим, имеющим иные качества и внешний вид, и вот именно этот процесс и является химией. Твёрдая минеральная сера, сгорая, становится невидимым газом; известняк прекрасно растворяется кислотой; сгоревший сахар оказывается углём — почему? Каким образом это происходит? И разве это не чудо — наблюдать, учиться понимать происходящее на учебном столе, а вслед — и процессы вокруг нас, во всей природе.
Так сложилось, что в этом году сначала химию проходил 7 класс, дети знакомились с понятием химического элемента, качествами и видами веществ, наблюдали множество опытов и выстраивали схемы взаимосвязей и взаимопревращений веществ. А затем примерно то же самое мы делали со взрослыми на занятиях «школы для взрослых». Казалось бы, все мы изучали химию в школе. Но надо было видеть, с каким интересом взрослые реагировали на серу и фосфор, какие делались открытия, связанные с жизнью каждого. На занятии по началам органической химии оказалось возможным наполнить содержанием привычные замыленные (и потому бессмысленные) слова «белки, жиры и углеводы», посмотреть ещё раз на те продукты, с которыми мы сталкиваемся ежедневно — и увидеть их в новом свете.
Сказка не становится неинтересной оттого, что ты начинаешь в ней больше понимать. Напротив, раскрывается её глубинный смысл, подтекст, который не лежит на поверхности. Химия позволяет немного прикоснуться к тайнам жизни, к величайшей роли растений, к минералогии и физике. Спасибо химии и тем, кому она интересна.