Статьи

Ценности семейной школы

Что Вы скажете о людях, которые не только рожают детей у себя дома; не делают им прививок; не перекладывают груз забот о малышах на нянь и ясли, а сами растят их до трёх лет, а потом сами создают детский сад для них, собравшись вместе с другими такими же «странными» родителями? Но и это ещё не всё: когда приходит время, они ведут детей не в государственную и даже не в готовую частную школу, а зачем-то, преодолевая большие трудности и вкладывая немалые деньги, создают свою собственную маленькую семейную школу – что Вы скажете о таких людях?

«Это легкомыслие и безответственность!» – скажут одни; и ошибутся, поскольку те, о ком идёт речь, наоборот, предельно ответственны, поскольку сознательно берут ответственность за рождение, здоровье, развитие, воспитание и обучение своих детей, не перекладывая всё это на плечи готовых государственных структур (от роддома до школы), доверяя при этом своей родительской интуиции и непрерывно повышая свою «родительскую квалификацию».

«Ну тогда, наверняка, дети эти ненормальные – не способны учиться как все прочие в обычной школе», – подумают другие; и будут совершенно неправы, так как ученики этой школы участвуют, например, в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» и, будучи «прикреплёнными» к обычной муниципальной школе, вот уже три года отбирают первые места у её учеников. Да и в плане коммуникативных способностей у этих детей не больше трудностей, чем у их сверстников в обычных школах. А уж как они умеют дружить – через всю страну, через большие промежутки времени!

«Ну, значит, это родители с жиру бесятся – деньги девать некуда, вот и создают своим чадам тепличные условия!» – скажут третьи, и снова не угадают! И дети у них выносливые и неизбалованные, а уж сколько всего умеют делать своими руками – не перечесть! Да и родители самые обычные с точки зрения имущественного статуса, причём во всех семьях не меньше двух детей, а в нескольких – по три, четыре и даже пятеро детей! – так что лишних денег точно не имеется. Хотя, конечно, от прочих родителей они и отличаются: чуть больше интересуются внутренним миром своих детей, более свободны от «незыблемых истин» и чужого жизненного опыта, чуть менее пугливы и зашорены – а в результате с гораздо большей уверенностью и радостью идут по своему жизненному пути. Вместе со своими детьми.

«Да ладно – таких людей в нашей напряжённой жизни не бывает!» – не поверите Вы, а мы возразим Вам: «Бывают!» И живут в самых разных частях Ярославля – в Брагино и в Заволжье, в Дядьково и в Центре. А вот дети их ходят в общую маленькую школу. Об этой-то школе и её ценностях мы и хотим рассказать Вам немного.

Родителей в ней объединяет уверенность в том, что образование не должно быть формальным и только «головным» – не только мышление ребёнка нуждается в учёбе, но и всё его человеческое существо: руки должны стать умелыми и ловкими; ноги – сильными, чтобы исходить всю Землю; ощущения должны развиваться так, чтобы различать тончайшие нюансы музыки, цвета, запахов, прикосновений; душа должна наполниться чувствами – особенно благодарности и благоговения, которые нынче в дефиците; дети должны настолько обогатиться духовно, чтобы смело смотреть в будущее, не бояться искать свой собственный путь в жизни и занять в ней именно своё место, что и называется счастьем, не правда ли?

Не найдя уже готовой школы, дающей такое образование, родители четыре года назад открыли её сами и вот уже пятый год ежедневно созидают её. Они назвали свою школу «Со*творение», имея в виду совместное творчество учителей, детей и родителей. Одни родители сами и являются учителями в этой школе, другие помогают процессу кто чем может: ремонтом в школе, изготовлением и приобретением наглядных пособий, приготовлением обедов, участием в праздниках… Здесь никого не приходится сгонять на родительские собрания, наоборот: приходят сами, да ещё не по одному, а семейными парами, выбрав для собрания вечер, когда могут участвовать все.

«Делать им больше нечего!» – устало вздохнёте Вы, но не торопитесь с оценками! Все они, как и Вы, чрезвычайно занятые люди, у всех работа, далёкая от педагогики. Просто им страшно интересно хоть иногда попробовать делать то, что их дети делают ежедневно! И интересно (ведь в школе их детства этому не было места), и очень трудно (ведь с годами руки-ноги меньше поддаются усвоению новых навыков), и ужасно смешно смотреть друг на друга в роли учеников! А ещё каждому очень важно услышать, как меняются их сыновья и дочери, шаг за шагом постигая учебный материал. И поделиться друг с другом своими наблюдениями за взрослеющими детьми. А ещё назвать вдруг появившиеся возрастные проблемы и попробовать вместе найти пути решения…

В школе-то всего два с половиной класса, 9 детей, 7 семей. Мало? Смотря для чего! Чтобы школа и семьи были одним целым, чтобы обстоятельства жизни каждого ребёнка и специфика ситуации любой семьи были учтены, чтобы знать, чем помочь друг другу, чтобы с вниманием и теплотой каждый относился к каждому – так в самый раз! А вот для того, чтобы кто-то из родителей стал «активистом», а остальные прятались за его спину – так и правда мало: каждого видно – круг он и есть круг. Но при этом каждый и очень нужен, без его умений и опыта ну никак не обойтись; каждый востребован и может проявиться в общем деле исключительно по-своему. Так уже у взрослых людей развиваются и инициативность, и творчество, а заодно и координаторские способности. А Вы думаете, этого мало, чтобы дети с уважением относились к родителям, реально видя их неравнодушие к своему миру?!!

Не будучи государственной школой, мы вольны сами выбирать для своих детей педагогическую систему. И тогда мы выбираем вальдорфскую педагогику – ведь именно в ней так гармонично сочетаются сильное индивидуальное развитие, с одной стороны, и максимальное включение каждого такого «особенного» в общую социальную жизнь, с другой стороны. Точкой отсчёта в индивидуальном развитии является сам ребёнок с его особенностями и возможностями, а не заданные извне, словно рамки «ГОСТа», параметры «среднестатистического» ученика. Ведь если детей от садика до конца школы непрерывно вгонять в определённые стандарты, то, выходя во взрослую жизнь, выпускники теряются, не находят сил для самоопределения и возможности для самовыражения. А для нас чрезвычайно важно, что наши дети растут самостоятельными, у них нет страха перед пространством большого города со множеством незнакомых людей и неожиданными ситуациями. Родители доверяют взрослению детей, не опекают их и не боятся за них. Дети учатся у родных взрослых мобильности и пластичности, ведь взрослым приходится постоянно маневрировать в быстро меняющейся школьной ситуации.

Ну и чтобы закончить наш рассказ о ценностях маленькой семейной школы, позвольте напоследок поплакаться Вам в жилетку. Главная проблема наших родителей – у нас совсем нет свободных выходных!!! То мы едем с детьми на природу отмечать какой-нибудь из праздников года, то спешим на спектакль или концерт наших детей, то красим стены школы «под море», то разбиваем за окном волейбольную площадку, а то вот участвуем в «Ярмишке»…

А то и вовсе устраиваем семинары и принимаем у себя интереснейших, уникальных людей со всей страны и из-за рубежа.

Так что ищите информацию об этих семинарах на нашем сайте, присоединяйтесь к нам и тогда сами убедитесь, какой колоссальный импульс к саморазвитию дают эти встречи, не оставляя времени для лени и скуки!

Елена Линецкая
Статья опубликована в журнале «Ярмишка» №3(7) 2009 г.