Вестник № 4(15) Январь - Март 2009 г.

Свет и тень

Все мы с детства видим свет и тень, знакомы с серым цветом. Мало задумываясь об этом, мы привычно не замечаем, что между блестящим, ослепительным белым и глухим, абсолютно чёрным цветами есть огромное количество тонов и оттенков – грязно-белого, всевозможных серых, светло-чёрного... Белый цвет глух к свету, у него нет потребности в свете, он сам как свет, поэтому и отражает его. Чёрный, напротив, настолько нуждается в свете, что впитывает столько, сколько может. Посмотрите на людей, одевающихся в чёрное, – они защищают себя, закрывают своё внутреннее чёрным цветом и тем самым показывают, насколько велика в них потребность в свете. А серый? Его бесконечные оттенки особенно хорошо видны в конце зимы, когда цвет в природе ещё не проснулся и в бессолнечную погоду весь мир выглядит как чёрно-белая фотография. Этот серый спокоен и одинок. Так подросток ощущает себя абсолютно одиноким в серой пустыне жизни, безжалостной и бесконечной. Но именно серый позволяет увидеть глубину пространства. Именно его тона и полутона подчёркивают места, где царит тьма. В переходе от света к тьме и обратно рождается объем, фактура поверхности, движение или безмолвие.

Свет и тьма, которые переживают в своей душе подростки, могут быть изучены и тогда они могут стать понятными, близкими, своими. И в 6 классе мы занимались тем, что рисовали углём по белой бумаге и мелом по чёрной. Мы начинали с самых простых упражнений – получения разных оттенков серого, создания объёмного шара. Мы многократно рисовали объёмные предметы и их тени с учётом освещённости всего окружения. Мы пробовали работать в рамках свободных тем – гармония света и тьмы; белое, серое, чёрное; немного затронули пейзажи. Впереди – долгая дорога, на которой можно овладевать пониманием комбинированных теней, знакомиться с перспективой, выстраивать композиции, – разве не этим мы занимаемся всю нашу дальнейшую жизнь? Рисуем мы, правда, не углём и мелом, а каждым своим шагом, каждым своим словом. В пространстве света, тьмы и бесконечного множества переходов туда и обратно...

Классный учитель 6 класса
Наталья Владимировна Захарова




См. также все фото