Переживание мира природы
Приблизительно в возрасте 10 лет дети всё больше обращают внимание на окружающий мир, и прежде всего – на мир дикой природы. Это возраст игр в индейцев, любви к походам и книгам Сетон-Томпсона. Энциклопедические данные (рост в метрах или сантиметрах, вес в килограммах, продолжительность жизни) пока не так важны, как живое переживание другого существа. Поэтому каждый урок эпохи «Человек и животное» начинался с образного рассказа об очередном «брате нашем меньшем» – льве, мыши, каракатице… Ребята пробовали почувствовать мир так, как ощущает его это животное, повторить его движения, понять, какие эмоции вызывают поведение, характерное для него. Мы становились немножко коровами – и мерно двигая челюстями, погружались в себя; мы окидывали мир с высоты ясным взглядом орла, парящего в пронизанном светом воздухе; мы сжимались в комочек, превращаясь в мышь, всю жизнь боящуюся, что её съедят. Дома четвероклассники писали собственный текст, в котором каждый вспоминал то, что было для него особенно важным. На следующий день мы работали мелками в учебниках, стараясь передать не только внешний вид животного, но и его характерное настроение, и обязательно – средý, в которой он обитает, ведь всё это неразрывно связано между собой. За рисунком следовал текст, который в краткой форме обобщал всё сказанное нами ранее.
После небольшого перерыва мы вновь возвращались к тому же животному, но теперь уже в живописи. Изображения выполнялись в привычной ребятам технике «мокрым по мокрому», которая позволяла не акцентировать внимание на натуралистических подробностях, но передать переживание, которое вызывает животное, эмоции, которые им управляют.
Я благодарна четвёртому классу за глубокую и плодотворную работу, которую мы смогли проделать на этой эпохе.
Ксения Михайловна Цветкова