Новости

Семинар «Мораль в современном мире»

6–8 января 2009 года

Семинар состоялся 6 – 8 января 2009 года в г. Ярославле, в программе были беседы, лепка, рисование.
Семинар вели:

Гунтер Гебхард, доктор естественных наук, более 15 лет работал учителем естествознания в вальдорфских школах Германии, преподаватель вальдорфских педагогических семинаров в России и за рубежом.

Елена Баданова, учитель начальных классов, с 1993 по 2003 г. работала классным учителем в вальдорфских школах г. Новокузнецка и г. Ярославля.

Рождественский подарок

1 декабря 2008 г. Передо мной «Приглашение на семинар «Мораль в современном мире 6–8.01.2009 в г.Ярославль» – результат работы инициативной группы школы «Со-творение» под руководством Натальи Владимировны.

Интригующе обозначены темы и вопросы с точки зрения организации обсуждения и продолжительности семинара –

За 3 дня пытаться разобраться в том, что является результатом индивидуального поиска на различных этапах жизненного пути каждого из нас – задача кажется из ряда непосильных.

До начала целый декабрьский месяц, пролетающий в миг.

5 января. Зимний Ярославль встречал нас, несмотря на мороз и вечернее время, теплотой и внутренним светом.

6 января. Сочельник. Начало семинара.

Знакомство. Аккуратное прикосновение к каждому через то, что он был готов сказать о себе в этот момент, в этом месте, этому собранию людей. Каждый вносит частицу тепла, как будто приносит вязанку хвороста для дальнейшего поддержания и питания пламени 3-х дневного костра рождающегося содержания.

Какое счастье, что мы такие разные. Это многообразие рождает надежду приоткрыть дверь тайны, и получить свой ответ на вопрос, что заставило его быть здесь и сейчас…

В интонациях ведущих (Гунтера Гебхарда и Елены Бадановой) нельзя не услышать гармоничное звучание мужского и женского. Они, тонко чувствуя «возникающее», предлагают перевести личные переживания в графическую работу.

Остаёшься наедине с собой и стараешься воплотить переживаемое состояние через движение руки в индивидуальный рисунок, посредством таких материалов как чёрный уголь и белый лист. А потом встреча рисунков – новый шаг к узнаванию друг друга, поиск созвучия, близости или отсутствия его.

В этот день с яркой очевидностью встала истинность избранной формы – обсуждение в кругу несравнимо по эффективности и глубине с лекционной работой, обсуждением за партами, с любым явлением трибуны, если ты действительно искренне ищешь и создаёшь совместно.

Обсуждение – конкретные случаи из жизни, их авторская интерпретация, вынесенная в круг, рождают много разных аспектов понимания, взглядов «с разных сторон горы», возможность выстраивания множества внешних зеркал из глубинного содержания каждого участника.

Благодаря выбранной позиции Гунтера и Елены не «над» кругом, не «за» кругом, не в середине, а вместе с участниками, создаётся впечатление отсутствия ведомого и ведущего, создаются равные условия поиска и нахождения своего для каждого.

День второй – Рождество

Из вопросов, некоторых высказанных непониманий, недоумений, несогласий рождается содержание работы этого дня.

Возникает некая стройность, оформленная Гунтером в виде схемы, и реализуется возможность поиска ответов на возникшие вопросы и непонимания.

Из разных пространств и разных времён на один и тот же вопрос слышны разные ответы. А если место и время возникновения вопроса рождает ответ, приходишь к пониманию невозможности его однозначности.

Обсуждение рождает ощущение звучания полифонической пьесы и понятно место нахождения каждого голоса. Голос каждого вносит свои оттенки, ничего не теряется от вступления новых голосов, а лишь обогащается. Многие ведут свою партию, жертвуя своим звучанием звучанию других голосов и от этого произведение становиться более глубоким, ёмким, как полноводная река, в которой есть переливы цвета, звука, сужение и расширение, изменение скорости движения, но сохраняется единство потока.

Не утерять бы, сохранить в памяти эту точку возможности возникновения и развития этой полифонии, эту точку рождения и соединения.

Предложенная работа из глины рождает поразительное разнообразие решений – чаши, цветы плоды, растительные формы, спирали, возникает чувство благодарности за предоставление столь многоликого образного отклика, щедро обогащающего каждого.

Когда на одной работе сосредотачивается внимание всех, возникает удивительная возможность узнать себя через отклик других, глубже войти в понимание предложенного для воплощения образа – понятия.

В этот день понимаешь: За словом – необозримая вселенная образов. Как не вспомнить: «Я всегда это знал, но только сегодня понял (увидел)». Это было явлено, так осязаемо и в таком не воздушном материале, как глина!

Возникновению каждого образа мы обязаны каждому из присутствующих. Сами условия создания предложенного образа из глины моделировали состояние предыдущего дня. Из наших отдельностей, приехавших из разного, с разным, можно создать нечто прекрасное, ёмкое, многозвучное для всех, только при участии и желании каждого. Также из отдельностей, кусочков очень земного материала, такого, как глина, каждый из нас пытался собрать свою вселенную, рождающуюся в тепле его рук, но нельзя забыть прикосновение каждой пары рук к индивидуальной вселенной и только потом явление сотворенного образа. Вот оно – наглядно участие каждого в каждом.

День третий. Заключительный день всегда таит в себе перспективу отъезда.

Какие встречи предстоят в дальнейшем? Где и в чем возникнет возможность или необходимость совместного участия? В каждом ли живёт ожидание дальнейшего продолжения?

Мы снова в кругу, Елена с Гунтером предлагают новую форму работы не через руки, без посредника-материала, результат не сможет предстать в обозримой ощутимой материальной форме. Ты наедине с собой. Индивидуальная работа на поиск слияния тьмы и света, на их разделение, удерживание и рождение чего-то нового. Я благодарна за предложенную работу, её результат и состоявшееся обсуждение.

Следующее задание – групповая работа из глины. Тема: противоречия.

Как будто начало такое же, как в предыдущий день, но за каждым нюансом выполнения предложенной работы стоит глубокое содержание, снова являешь миру шар, но без участия другого, по собственной свободной воле вносишь небольшие изменения в сторону потери единства и гармонии, и отдаёшь своё деформированное творение.

И каждый шаг задания – бескрайнее поле возможностей узнавания себя, видения иного пути выбора решения другими.

Шаг первый. Ты – инициатор рождения противоречия.
Насколько легко ты справляешься с этой ролью, как ты относишься к тому, чему ты положил начало? Важно ли тебе, чтобы внесённое тобою направление движения нашло отклик, и его уловили; или ты свободно отдал его, готовый к полной трансформации созданного тобой изначального изменения и озадачен тем, что сейчас пришло к тебе от другого.

Шаг второй. Ты – выступаешь вторым лицом в разрушении красоты единства формы и содержания.
К тебе пришло нечто, созданное не тобою, но насколько может быть глобален предполагаемый конфликт, свидетелем зарождения и участником которого ты являешься, зависит от тебя. Какие и насколько глубокие изменения ты готов внести в сторону дисгармонии, какова твоя стратегия их внесений? Можно попробовать не противоречить направлению положенного движения, пойти по пути его усиления, не сопротивляться и реализовать пришедшую идею; а можно, в разрез с попавшим в руки, не вслушиваясь в него, волевым движение сделать своё – главным, присвоить чужое, созданное другим. Разное понимание и выбранная стратегия внесения изменений рождают бесконечное разнообразие форм.

Шаг третий. Удивлению нет границ.
Вот двое уже сотворили нечто, и ты выступаешь третьим, вносящим свою лепту. Пауза, некоторые остаются в ней, передавая то, что пришло без внесённых ими изменений. Да, противоречия двоих лучше не трогать – настолько яркое выражение! Но если решился, получается модель нашей бытовой неуклюжести, где третий уже не лишний и каждый про своё.

Шаг четвёртый, пятый.. Как мы изобретательны в порождении форм противоречий!
Удивление растёт от работы к работе, какая непохожесть, это путешествие из рук в руки неузнаваемо изменяет форму. Начатая тобою форма возвращается к тебе. Узнаешь ли?

Шаг последний. Твоя «реабилитация».
Каждому предоставляется возможность и выбор сгладить любое, воплотившееся в материальную форму противоречие. Ты волен взять то, чему ты дал рождение; или то, в чём ты участвовал на каком-либо шаге; или то, в чём ты зримо не участвовал вообще.

В этот день передо мной зримо встала фраза: «…каждый сотворённый Богом деятель есть абсолютная ценность: как бы низко какое-либо существо не пало, для него сохраняется возможность подняться до Царствия Божия и начать творчески проявляться как единственная неповторимая и незаменимая индивидуальность». (Н.О. Лосский «Бог и мировое зло», глава II)

Всеми присутствующими были созданы условия и предоставлена возможность отнестись к этому высказыванию, выработать своё отношение, понимание, а может и понять своё участие в этом, изменить свои устоявшиеся взгляды.

Я благодарна всем участникам за возникновение того общего, что было создано благодаря приезду каждого.

ведущим –

Истина, Мораль, Свобода, Любовь, Добро, Зло, Противоречия – все эти неисчерпаемые темы, с которыми мы встречаемся на каждом шагу при встрече со всем и всеми, порою заводящие в тупик несогласий, конфликтов, раздражений, но явленная форма ведения обсуждения и предоставляемая свобода поиска своего отношения, в разных видах предложенных работ (общее обсуждение, графический рисунок, лепка, иные упражнения) позволяет надеяться на изменения стиля и формата поиска понимания каждого, возможности получения более широкого взгляда с разных сторон.

«Горный ручей», «Дыхание гор», «Кавказский букет», «Источник жизни», «Венок Лагонаки» – привезённое многообразие трав Майкопа, представшее перед нами, аккуратно упакованное, с любовью подписанное, собранное в определённые сочетания, рождающее зимними рождественскими днями воспоминания о лете 2008 г, позволило прикоснуться и другим людям к теплу и лету Кавказа.

организаторам –

за возможность познакомиться с работами детей школы,

за выпущенный календарь 2009 г, такой «детский и настоящий», который находит отклик у каждого маленького ребёнка.

Наталье Владимировне –

за возможность провести эти дни в её доме, где на уровне поддержания жизненных сил происходят просто чудеса – в рождественские морозы на окне произрастают и плодоносят лимоны, растёт фейхоа;

где вечером собирается вся семья за общим столом, и характер отношений в семье таков, что не чувствуешь себя лишним и чужим;

где дети становятся сопричастными происходящему на семинаре, благодаря своей безоговорочной готовности в каникулы быть там, где их просят взрослые, без разговоров о покушении на их личное время;

за произошедшую встречу детей и взрослых, объединяющую людей.

Прошу Настю, приезжавшую со мной 12-летнюю дочь, назвать, одним словом, пребывание в Ярославле.

— Одним – не знаю, а двумя, пожалуйста, — «Рождественский подарок».

— Почему?

— Потому, что я встретилась с Миррой, Петей, Машей и другими детьми.

И здорово, что это не было заслонено «архитектурой города», «культурной программой». Всё происходило, как бы, само по себе в зимнем Ярославле. И что-то изменилось, я не могу сказать что, но точно изменилось у нас и у меня.

Рождественский семинар – время встреч с другими и собой, время явления невиданного количества оттенков проявления человеческого, время поиска изменений и увеличений углов зрения на заявленное и обсуждаемое, на рождающееся и родившееся…

Никольская Маргарита (учитель школы 734)
Федяева Анастасия (ученица 6 класса школы 1060)
г. Москва

См. также заметку в Вестнике № 3 (14) и отзыв о семинаре Елены Сачковой