Статьи

Творите желаемое сами!

Что такое образование? Само слово говорит о том, что это нечто, являющее собой образ. Образ мира, образ человека. Человек, получивший образование, несёт в себе этот образ всю жизнь, полагается на него. Этот образ мира формирует человека и по большому счёту – его дальнейшую жизнь.

Именно поэтому так важно, чтобы образ мира был полным, красочным, объёмным, включал в себя элементы всего многообразия жизни. Так было раньше – и тысячу лет назад в Академии у Пифагора, и сто лет назад – в институте благородных девиц и в кадетском корпусе равно учили как естественным наукам, так и языкам, живописи, танцам, ручной работе.

Нас, родителей инициативы «школа Со*творение», объединило желание дать своим детям такое образование, которое ставило бы на первый план развитие ребёнка в гармонии с миром. На наш взгляд, эта гармония может быть достигнута при определённых условиях. Например, сам способ рассмотрения школьных предметов должен связывать ребёнка с миром. То есть при изучении русского языка можно опираться на сущностные явления жизни, отражённые в языке и понятные ребёнку; при изучении математики затрагивать моральные аспекты через задачи на деление и на совместную работу и исторические аспекты, описывая, как люди пришли к измерениям или к геометрии. Живопись может помогать как учиться выражать себя в красках, так и выдерживать заданную форму. Через музыку мы соединяемся со всем миром, но при условии, что умеем слушать и слышать, а также проявлять себя. Любой школьный предмет может вызывать интерес и важно, чтобы ребёнок почувствовал вкус к обучению, чтобы он научился учиться.

Впрочем, на наш взгляд, учебный процесс будет полноценным, если помимо изучения школьной программы дети ходят в походы, выступают на концертах и принимают участие в ярмарках. Всё это возможно лишь при активном участии родителей в жизни детей, их поддержке и понимании. Жизнь детей в нашей школе полнокровна в первую очередь благодаря большому участию наших родителей, дружному тандему семья–школа.

Ещё одним условием гармонии ребёнка с миром является понимание жизненных задач каждого ребёнка, особенностей его природы. Современные дети с самого раннего возраста являют собой яркие индивидуальности и с ними обязательно необходимо считаться. Поэтому процесс обучения нынешних детей отличается от такого же процесса десятилетней давности. Мы стараемся учитывать индивидуальности каждого и это даёт свои результаты.

Развитие в ребёнке человеческих качеств для нас не менее важно, чем просто передача ему необходимых знаний. Поэтому мы одинаково радуемся тому, что один ребёнок начал без подсказок помогать окружающим, другой полюбил читать, третий начал импровизировать в музыке, у четвёртого стали получаться животные при лепке, а пятый научился щёлкать математические примеры, как орешки.

Как же мы пришли к созданию нашей школы? Конечно, у каждого родителя свой путь. Но все шли от понимания процессов развития ребёнка, многие начинали с сознательной беременности. Желание здоровым образом выносить и родить ребёнка плавно перешло в желание дать ребёнку развиваться здоровым образом дальше. Это желание знакомо многим родителям, многие выбирают для своего ребёнка детский сад и школу. Так и мы искали то, что соответствовало нашему пониманию школы и детского сада. Что-то находили, ошибались и в итоге пришли к тому, что надо делать желаемое самим.

В наше время родителей, недовольных по тем или иным причинам процессом обучения своих детей, становится всё больше. Но для того, чтобы не просто жаловаться, а предпринимать что-то, требуется и понимание того, что нужно ребёнку, и мужество предпринимать шаги, меняя что-то в себе и в своей жизни. Ответственность при этом надо брать на себя, не перекладывая её на школу, детсад, улицу и прочие внешние обстоятельства.

Понимание, мужество, ответственность – вот составляющие сознательного родительства. А плодом его может быть школа, где учителя рады детям, дети с интересом учатся, проводятся совместные праздники и творческие семинары, детьми и родителями ставятся спектакли, в общем, дети и взрослые совместно творят свою жизнь. Таким сообществом старается быть наша школа Со*творение, третий год работающая по вальдорфской программе, имеющая свой сайт www.so-tvorenie.org и всегда готовая к встрече как с детьми, так и со взрослыми.


Статья опубликована в журнале «Ярмишка» № 1(3) 2008 г.