Как действует на ребёнка то, что его окружает?
К появлению ребёнка на свет принято готовиться. Эта подготовка включает в себя разное – как покупку кроватки, пелёнок, игрушек, так и собственный настрой на то, что многое в жизни взрослого какое-то время будет посвящено ребёнку. Изменится распорядок жизни, род занятий, темы разговоров и количество гостей в доме. И вот подготовка (моральная и физическая) завершена – и ребёнок приходит к нам. Как и чем мы его встречаем?
Сами роды не являются темой этого рассмотрения, но затронуть придется и их. Ведь окружение ребёнка резко изменяется именно с момента родов. До них младенец окружен надежной защитой – своей мамой. Ему там тепло, довольно темно, тихо, уютно, хотя и тесновато. В момент рождения сразу после огромной физической нагрузки (сдавливания в родовых путях) ребёнок встречается с кучей новых для него вещей - воздухом (он дышал через кровь), светом и звуком (они всегда были приглушены), холодом (в животике всегда тепло). Большое счастье, если всё это окажется неагрессивным, мягким. Неслучайно в старину рожали в бане, истопив ее – тут и тепло, и тихо, и нет яркого освещения. Подготовив пространство для родов, можно заметно смягчить стресс, который при рождении неизбежен.
И вот ребёнок дома, в комнате, подготовленной для него. Что его окружает? Самое близкое – одежда, которая изготовлена из какого-то материала. Хлопок, лен, шерсть – все натуральные волокна, – на энергетическом плане хранят связи с природой, и ребёнок через них знакомится с миром, в который он пришёл. Синтетическая одежда мертва, она отрезает ребёнка от мира как скафандр отрезает космонавта от космоса. Таким образом, от материала, из которого изготовлена одежда, зависит, ощущает ли ребёнок связь с природой или он изолирован от неё.
Ровно то же относится и к материалам, из которых изготовлены игрушки, мебель, постельные принадлежности – одним словом, всё, к чему прикасается ребёнок. И с первых же дней жизни ребёнок может получать большую поддержку добрых природных сил, если об этом позаботятся взрослые.
А что можно сказать о цвете? Нужно ли ребёнку яркое, жизнеутверждающее цветовое оформление его комнаты – или ему были бы ближе пастельные тона? Конечно, универсального ответа на этот вопрос не существует. Ответ может сложиться из понимания особенностей конкретного ребёнка – и того, как воздействуют цвета на человека. Цвета прохладные (бледно-голубые, бледно-зеленые) побуждают к движению, предоставляя простор для действий. Совсем холодные (разные оттенки синего) могут способствовать формированию строгости в характере, но могут и "заморозить" и без того не очень энергичного ребёнка. Наоборот, ярко-красные, оранжевые тона поначалу радуют, но с течением времени действуют угнетающе или усыпляюще. Теплые розовые тона создают уютную, светлую атмосферу – не случайно дети видят мир как бы "сквозь розовые очки". Жёлтый и зелёный цвета поначалу кажутся спокойными, но позже жёлтый начинает угнетать, усыплять, а зелёный – раздражать, приводить к движению.
А запахи? Любой яркий, конкретный запах воздействует на состояние человека. И воздействие это очень индивидуально. Помимо этого, запахи очень сильно запоминаются, какие-то – на всю жизнь. Каждый человек имеет в глубине памяти какой-то особенный запах. Например, в кухонном шкафу моей бабушки жил неповторимый запах, смешанный из запахов круп и сахара, которые не хранились в те времена в герметичной упаковке. Встретившись как-то с этим запахом уже во взрослой жизни, я поняла, что сейчас в наших кухнях запахов, как правило, нет. Ассоциации на запахи – самые стойкие и моментально всплывающие. Так запах из далекого прошлого возвращает нас в долю секунды туда, где мы его запомнили.
Мы рассмотрели цвет, запах и качество предметов, окружающих ребёнка. Но как они его окружают? Являет ли собой комната ребёнка образец порядка и стерильной чистоты или хаоса, объяснимого тем, что убирать всё равно бесполезно? Понятно, что оба варианта – крайности. Что мы воспитаем в ребёнке, который не имеет права играть как ему хочется, а должен лишь не нарушать установленного порядка игрушек и мебели? Педантичность, если в нём изначально есть склонность к порядку. Бурный протест, который может проявиться далеко не сразу, если ребёнок подвижен и ему необходима активная игра. Если же порядок наводится только во время генеральной уборки, то не стоит удивляться, что хаос будет нормой для разных сторон жизни ребёнка.
Окружение ребёнка воздействует и на его слух. Постоянный шумовой фон в квартире (включённый телевизор или другая звучащая техника) приводит к тому, что ребёнок как бы надевает наушники, заслоняясь от постоянной атаки на уши. Конечно, это не сознательное действие, ребёнок не будет просить вас выключить телевизор. Но уши сами сделают это – поставят завесу, позволяющую не реагировать на постоянное звуковое воздействие. От того, как говорят взрослые вокруг ребёнка в раннем детстве – громко или тихо, визгливо-агрессивно или спокойно, зависит, в частности, формирование ритмических (сердечно-сосудистой и дыхательной) систем ребёнка. В атмосфере нервозности и вспыльчивости ребёнок навряд ли вырастет спокойным и уравновешенным, но главное – он практически обеспечен проблемами с сердцем и лёгкими примерно с сорока лет.
От обстановки в квартире сделаем шаг вовне и посмотрим на саму квартиру, дом, в котором растёт ребёнок.
Тесная комната, маленькая квартира в одном случае может воспитать чувство локтя и внимания ко всем, кто живет рядом с тобой. В другом случае приведёт к обозлённости на свою несправедливую участь. Безусловно, это зависит от настроя и образа действий всех живущих в квартире. Про чересчур большую детскую комнату, особенно, когда ребёнок живёт в ней один, можно сказать более однозначно – ребёнку в ней будет одиноко, ему будет хорошо знакомо ощущение покинутости.
В каком районе находится дом, где живет ребёнок? Та ли это часть города, где много исторически величественных зданий, или спальный район, где бесконечными рядами высятся безликие высотки, или район, где много маленьких частных домиков? Может быть, это не имеет никакого значения? Попробуйте испытать на себе, как ощущает себя ребёнок в каждом из таких районов, ежедневно преодолевая в нём путь до школы и обратно? Почувствуйте, как распрямляются плечи и поднимается голова, как изменяется походка, когда вы идёте по улице, где стоят дома XIX века и старше. Мы, взрослые, можем пережить это сознательно, дети же это воздействие впитывают своей конституцией. Чем так похожи друг на друга петербуржцы? Именно статью, которой одарил их город. Но и серые девятиэтажки одаривают статью – какой? Кем чувствует себя человек в бетонном лесу одинаковых громадин? Что подспудно воспитывается в душах детей, растущих там, где всё безлико? И каково ребёнку, который живёт в доме, стоящем в собственном садике и окружённом такими же небольшими домами? Думается, что давление города на него здесь минимально, больше шансов не чувствовать себя мелким, ничего не значащим.
Наконец, взглянем ещё шире. В какой местности растёт ребёнок? Что за природа простирается вокруг него? Множество лесов, или поля, горы, море? Какой царит климат? Каждый аспект имеет своё значение. Бескрайние просторы степей или полей дарят душе широту и открытость. Леса создают защитную оболочку, из которой, как правило, не хочется выходить. Горы придают характеру решительности, море или хотя бы река – мягкости. Люди, живущие в северных широтах, гораздо более сдержанны и медлительны, нежели южане.
Присмотритесь к окружению своего ребёнка, и вы увидите, что оно в нём формирует. Возможно, что-то вам захочется изменить. А что-то надо будет просто принять. Так же, как принять своего ребёнка таким, каким он растёт – благодаря своим задаткам и своему окружению.
биограф, педагог школы "Со*творение"