Вестник № 3-4 Декабрь 2006 - Январь 2007 г.

В нашем информационном листке нам хотелось бы рассказывать о важных элементах вальдорфской школы. Сегодняшний рассказ будет первой ласточкой. Надеемся, что этот раздел будет интересен и востребован взрослыми читателями.

От сказки к былине

Одной из основных особенностей вальдорфского образования является ежедневный рассказ историй учителем и пересказ на следующий день этих историй учениками. Чему служит устный пересказ, понятно – развивается память, расширяется кругозор, формируется грамотная богатая речь. Какой материал используется для этого в 1-4 классах и почему?

В первом классе ребенку очень близок весь мир, он легко сочетает мир реальный и мир фантазии. Этот возраст - очень благодатный для восприятия всего нового образно, через сказки. Ребенок легко погружается в волшебный мир принцесс и драконов, для него этот мир полон жизни и понятен. Борьба добра со злом, человеческие пороки и достоинства преподносятся в сказках без схем и морализаторства, а так, как это ближе всего душе ребенка.

Во втором классе ребенок ярко переживает полярности, в первую очередь связанные с моралью. Что такое хорошо и что такое плохо, было известно ему и раньше, но сейчас в нем самом происходят бросания из крайности в крайность и поиск середины. Все это, конечно, процесс не сознательный, только душевный, но тем понятнее ребенку не нотации, в которых ему нечто навязывают, а иносказательность басен, в которых ничто не обозначено явно, но столько всего видно. Хитрость лисы, глупость овцы, спокойствие слона воспринимаются ребенком и как человеческие качества. Он легко узнает в животных людей. И такое описание качеств, заземленное до уровня животных - одна сторона рассказов во втором классе. Вторая сторона – возвышение лучших человеческих качеств до уровня святости, а именно легенды о святых. Детей глубоко трогает жизнь святых, их величественные поступки. Преображение же из обычных людей с их недостатками и слабостями через трудности и собственные усилия учат детей мужеству, терпению, доброте, возможности самосовершенствования.

В 3 классе дети проходят через кризис 9 лет, во время которого ребенок окончательно выделяется из мира, в котором был с детства растворен, в отдельно стоящее существо. Для ребенка как бы начинается сначала знакомство с миром и становление в нем в новом качестве и этому очень созвучны библейские истории, начиная с сотворения мира. Библия - это еще и огромный пласт христианской культуры, так как именно на библейских сюжетах основана большая часть классического искусства, особенно живописи.

В четвертом классе дети знакомятся с рядом мифологий. Они еще не готовы воспринимать историю в цифрах и фактах, выстраивать четкие пространственные и временные взаимосвязи, но вполне готовы к тому, чтобы увидеть многообразие древних сказаний. Эдда, скандинавская мифология, повествующая о множестве богов, очень эмоциональна, подвижна, ритм ее изложения рубленый, четкий, тон повествования суровый и энергичный. Калевала - карело-финский эпос, где огромные открытые пространства, море, традиционная медлительность создали бесконечные руны с цветистыми, многократно повторяющимися оборотами и раскачивающимся ритмом. Если в Эдде на первом месте стоит действие, то в Калевале - это Слово, бесконечно могущественное.

Славянская мифология во многом перекликается со скандинавской, а также со сказками, так как сказочные герои вроде Бабы Яги и лешего суть мифологические существа.

Множество других мифологий - греческая, римская, персидская, индийская тоже будут интересны детям, но позже, в 5 классе. В четвертом же апофеозом рассказывания становятся русские былины, с их героями, качества которых дети могут примерять на себя, обогащаясь уверенностью и силой.

Итак, весь материал для рассказывания в начальной вальдорфской школе служит наполнению и обогащению душевного пространства ребенка, совершенствованию его внутренних качеств, знакомству с общечеловеческой культурой.

Захарова Наталья Владимировна,
классный учитель 4 класса