Вестник № 1(24) Сентябрь – Декабрь 2012 г.

Древний Рим

В шестом классе прошла эпоха Древнего Рима. Эпохи по истории для меня — это всегда и легко, и трудно. Легко — потому что ты «дышишь» вместе с детьми атмосферой, которая соответствует их возрасту и очень их вдохновляет. Трудно — потому что вредная привычка воспринимать историю как перечень дат и событий уходит постепенно. Древний Рим... Что для нас за этим стоит? Мне, например, слышится Н. В. Гоголь, который писал: «Стоит и распростирается железный Рим, устремляя лес копий и сверкая грозною сталью мечей, вперив на всё завистливые очи и протянувши свою жилистую десницу...».

Древний Рим постоянно находится в состоянии войны: противостояние патрициев и плебеев, войны с окружающими Рим племенами, Пунические войны, восстание гладиаторов...

На эпохе у ребят было задание продолжить рассказ о выступлении римских легионеров в поход. Один из вариантов выполненного задания мы публикуем здесь.

Мария Караматовна Захарова,
классный учитель 6-го класса
...Не прошло и 10 дней, как легион стал нагружать повозки тяжёлыми щитами и доспехами. Изогнутые войсковые трубы дали сигнал сбора. Шесть тысяч пар грубых сандалий зашагали по дороге к мосту, под звяканье медалей на груди ветеранов, постукиванье мечей на правом боку, ритмичные движения копий над головами. Тяжёлые мешки с запасной обувью, инструментами и трёхдневными пайками висели на палках за плечами солдат. Впереди вышагивал знаменосец, высоко держа сверкающего римского орла, в шлеме, поверх которого была надета голова волка с оскаленными зубами. Позади несли маленькие знамёна. Длинные трубы и горны качались на плечах легионеров, двигающихся к мосту. Бравые военачальники ехали рядом, белые плащи развевались на ветру. Мужественные загорелые лица были с надеждой повёрнуты к серой реке, мосту, непроходимой чаще. Никто не оборачивался...

...Но тут они увидели, что мост занят. Центурион скомандовал остановиться. Мост был перекрыт небольшой деревянной крепостью и несколькотысячным войском. Центурион о чём-то оживлённо беседовал с двумя другими центурионами. Наконец они решились. Центурион дал сигнал к атаке. Легион стал строиться черепахой. Он быстро подбежал к воротам, где стоял небольшой отряд. С деревянных стен на них обрушились камни, стрелы, копья. Ворота быстро открылись, впуская отряд, но римляне уже были здесь. Налетев на небольшой конный отряд всего в сотню воинов, они его смяли и ворвались в крепость. Дальше события происходили с молниеносной быстротой. Сначала на легион хлынули вражеские воины, однако, римляне отразили их нападение. Врагов охватила паника. Они ещё напирали на римлян, застрявших в воротах. Но легион навалился и полностью оказался во вражеской крепости. На легион всё ещё нападали толпы врагов. Наконец они перебили большую часть врагов во дворе, и солдаты небольшими группами стали разбегаться по крепости. Они закрыли ворота, чтобы никто не смог убежать. Всё кончилось. Огромную толпу пленных переправили через мост. Осталось только похоронить убитых римских солдат. Римский легион потерял 317 солдат, из них 105 убитых и 37 смертельно раненых.

Святогор Захаров, 6 класс

* * *

Город был в осаде у римлян. Но местный учитель выходил за город и показывал округу детям, и уводил их дальше и дальше. Один раз учитель схитрил и решил уйти далеко от города. Они пришли к римскому полководцу Камиллу. Учитель сказал: «Можешь забрать этих детей в заложники, чтобы взять наш город без боя». Камилл ответил: «Я не буду брать детей, чтобы выиграть без боя». Камилл сказал учителю, чтобы тот снимал верхнюю одежду, дал детям плётки и приказал им, чтобы они били его до самого города. Жители города видели это и в благодарность Камиллу решили отдать город без боя.

Никита Бочаров, 6 класс

* * *