Вестник № 1(22) Сентябрь 2011 – Февраль 2012 г.

Звук, свет и тепло мира

На эпохе физики в 7 классе мы занимались изучением акустики, оптики и теплоты — ставили опыты, смотрели и слушали, проникались теплом, думали, решали задачи, писали контрольные. Одним из результатов эпохи стали следующие сочинения.

* * *

Живописная работа 7-классницы Мы живём в огромном мире, объяснить все причины явлений которого невозможно — иначе неинтересно и бессмысленно было бы жить. На протяжении долгих тысячелетий люди делают новые открытия, выдвигают собственные теории мироздания. Но если хоть немного подумать, то сразу станет ясно, что невозможно понять всего человеку — не для этого создан мир. Если бы это было возможно, мы бы скоро пришли в тупик, из которого нет выхода, так как лишиться понимания невозможно. Жизнь потеряла бы смысл, если бы человек понял всё, на чём строится мир. Но ведь нам кажется, что мы и существуем для того, чтобы постигать суть происходящего?.. Да, это именно так и есть, но мы существуем именно для того, чтобы постигать, но не чтобы постигнуть.

Человек ходит по огромному кругу, на котором построен мир. Он строит огромные государства, создаёт цивилизации, делает величайшие открытия, а потом... рушит всё и начинает заново. Потому что понимает, что зашёл куда-то не туда. А куда не туда? Разве он шёл куда-то? Нет, он шёл не куда-то, а по чему-то. Шёл по кругу. Да-да, по тому же самому, по которому шёл вчера и миллионы лет назад. А для чего он шёл? Может быть, не для чего, а почему? Потому что в нём заложена искра, которая движет им. Ведёт вперёд и только вперёд. И не знает человек, что ждёт его впереди, потому что идёт по кругу, а круг всё время заворачивает, а за поворотом не видно. Можно лишь догадываться. И то, что он идёт по кругу, можно тоже лишь почувствовать — например, заметить вдруг, что тот, кто дышит тебе в спину, идёт впереди тебя. Искра, движущая человеком, сам человек и круг, по которому он идёт (то есть мир), и есть вечный двигатель. Огромный вечный двигатель. А почему человек пытается создать свой собственный вечный двигатель? Просто потому, что он хочет создать подобие того мира, в котором живёт и частью которого является. Он зачем-то стремится к обладанию собственностью, хочет почувствовать себя тем, кто крутит мировую карусель. Ему мало быть составной частью чего-то целого и общего, наверное потому, что в нём заложена искра, которая делает его Личностью, а Личность должна быть и чем-то отдельным, а не только тем, что включено в общий Круг.

Искра, движущая человеком, даёт ему свет и тепло — источники движения. Наверное, также и звук. Но этот звук, он необычный, он — звук тишины, который услышать может только очень сильный человек, человек с яркой и горячей искрой. Свет искры человека тоже необычный, почти невидимый, это — свет тьмы, увидеть который может тоже лишь тот человек, искра которого светит ярче привычного нам дневного солнечного света. Внутреннее же тепло искры человека ровно настолько тёплое, сколько нужно, чтобы обогреть человека и чтобы он мог обогреть других. Это тепло чувствует каждый, особенно зимой.

Внутренние свет, тепло и звук у человека почти такие, как и те, что мы видим. Просто они находятся не совсем в том мире, в котором находятся наши органы чувств и поэтому нам трудно их слышать и видеть. Мы — люди, — живём сразу в двух мирах: один мир материальный, мы его чувствуем, слышим, видим, он для нас как будто очевиднее и объяснимее, чем второй; второй мир — духовный, который удерживает нас в вертикальном положении, заставляет, как пламя, стремиться вверх и вообще именно он управляет миром материальным. А сам человек является границей, объединяющей в себе эти оба мира. Человеку необходимы оба мира. Если посмотреть на эти миры с точки зрения человека, то они будут представлять из себя нечто совершенно иное, чем то, что находится в этих мирах само по себе: если посмотреть на материальный мир, мы, например, услышим звук, а ведь без нас в мире его нет, есть лишь вибрация. И свет, может быть, выглядит со стороны камня совершенно иначе. Мы не можем увидеть мир другим, нежели он выглядит для нас, людей. Но, может быть, и не нужно? Имеет ли смысл мир без человека, который идёт по его вечному кругу, пытаясь найти ответ на очередной вопрос, оставшийся без ответа специально для того, чтобы было о чём подумать?

Мария Кренёва, 7 класс

* * *

Живописная работа 7-классника Весь мир человека построен на чувствах, основными из которых являются слух, зрение и осязание. Они чувствуют звук, свет и теплоту. Но человек чувствует их по-одному, а животные или насекомые — по-другому. Ведь это так непонятно — откуда в наших ушах берётся звук, когда звук — это вибрация; откуда берётся свет и как мы его чувствуем; почему тепло мы чувствуем теплом, а не постоянным движением.

Но всё это помогает нам общаться с другими людьми и вообще быть не замкнутым в себе, а сохранять контакт с другими людьми и окружающей средой.

Обычно вся природа наполнена звуками. Вокруг их так много, что слышать всё одновременно невозможно. Обычно слышишь только один или два самых громких (а если прислушаться — то можно услышать и тихие) звука, потому что обращаешь внимание только на них. На самом деле всё вокруг постоянно шумит и брякает. Всё это как бы оживляет природу, «окрашивает» её разными красками.

На самом же деле реальными красками окрашивает всё свет. Он даёт природе радость жизни. Он является надеждой, если его мало, и большим очагом жизни, если его много. И вообще свет служит удобным помощником для того, чтобы передвигаться. Свет позволяет узнать очертания и цвет предметов (а ведь цвет многое говорит о качестве предмета), и вообще он выявляет суть чего-либо. Свет тесно связан с теплом. Если что-то очень нагрето, оно начинает светиться. И наоборот: то, что светится, всегда хотя бы чуть-чуть тёплое. Тепло тоже, как и свет, даёт надежду, но другую. Оно вообще как бы заставляет забыть о плохом, думать только о хорошем и интересном. Оно заставляет расплываться, расползаться или просто расширяться. Поэтому с мыслями делается то же самое. И всё же тепло тоже придаёт радость.

Фёдор Линецкий, 7 класс