Как мы шили куклу
Моя задача, как учителя рукоделия в 7 классе, была научить ребят шить куклу. По своему опыту знаю, что процесс трудный, кропотливый. А тут – семиклассники! Возраст, сами понимаете, да ещё три мальчика. Как они отнесутся к такой работе? Как их заинтересовать? Это очень меня настораживало.
Когда я в первый раз сказала, что после шитья животного нам предстоит работа по изготовлению уменьшенной копии человека, кто-то из мальчиков не без раздражения спросил: «Что, куклу что ли будем шить?» «Ну да, куклу,» – ответила я. Мальчики, как один, тут же выявили своё негодование и возмущение...
А потом весь сентябрь мы много занимались приготовлением пищи, кулинарией. Потом валяли игрушки к фестивалю «Ярмишка». Незаметно прошли зимние каникулы. Началось второе полугодие, а мы всё никак не начнём. И тут слышу, как кто-то из ребят спрашивает: «Когда мы куклу-то начнём шить?» Вот так и начали!
Когда есть желание, и работа спорится! Ребята понимали, что процесс долгий, сложный, но всем хотелось закончить работу к концу года. «А мы успеем?» – всё время спрашивали они.
Первый урок мы посвятили строению человеческого тела. Не анатомическому, конечно! Больше мы говорили о пропорциях тела, о том, как можно отличить фигуру ребёнка от взрослого. Оказывается, не только по росту. По соотношению частей тела мы определяли, кто перед нами: взрослый или ребёнок. Головы взрослого и малыша почти одинаковы, а вот тело и конечности разной длины. Если у младенца голова составляет треть тела, то у взрослого человека примерно одну седьмую часть тела. По мере взросления ребёнка соотношение меняется.
Создавая куклу, благодаря заложенным пропорциям, можно определить её возраст. Соответственно, чем меньше ребёнок, тем крупнее у него голова. Говорили мы и про то, какие должны быть куклы у детей разного возраста. Оказывается, для маленького ребёнка хороша кукла больших размеров, а деталей в ней должно быть как можно меньше. Центральное место должна занимать голова. По мере роста ребёнка его тельце и конечности постепенно вытягиваются, голова уже не так сильно «выдаётся». И это мы отражаем в пропорциях куклы. Ребёнок должен расти и развиваться вместе со своей куклой! Вот тут уже и место деталям: личико, пальчики, шея, косички и т.д. Всё то, что есть у 5 – 7 летнего ребёнка, должно быть и у куклы!
Далее мы говорили о материалах, из которых шьётся кукла. Очень важно, чтобы малыши соприкасались с натуральными, природными вещами! К сожалению, таковых остаётся всё меньше среди предлагаемых детям товаров. А ведь шерсть, которой мы набиваем куклу, очень тёплая и приятная на ощупь, она не электризуется в отличие от синтепона и пластмассы. Хорошо набитая кукла имеет вес, она тяжёленькая, в отличие от пластмассовых кукол, пустых внутри, огромных и лёгких. От пластмассовой куклы у ребёнка создаётся ощущение несоответствия объёма и тяжести.
Для сравнения с вальдорфской куклой я приносила куклу Барби. Вместе с ребятами мы пытались перенести её пропорции на наше тело. Получилось, что шея у нас тогда должна быть почти с голову, тело очень короткое, ноги почти 2 метра длиной, а талия размером с шею! В реальной жизни мы не встречаемся с такими пропорциями, и было бы очень неполезно детям запечатлевать этот искажённый образ человеческого тела, да ещё с ярко выраженной половой принадлежностью.
Ну, а затем мы шили. Начали с головы. Это самая твёрдая часть тела, так что пришлось попыхтеть! Но ребята взялись с таким энтузиазмом, что за 2 урока головки с перетяжками были уже готовы. Потом перешли к набивке туловища. Вернувшись к пропорциям тела, строили выкройку для трикотажа. Здесь каждый работал самостоятельно, так как головки получились у всех разной величины, а ведь именно голова задаёт остальные размеры куклы. Высчитывали, какой длины будут туловище, ноги, руки, ступни. Набив ручки и ножки, мы надели трикотаж на туловище. «Наконец-то этот зародыш стал похож на человека», – сказал кто-то из ребят.
Чем ближе продвигалась работа к концу, тем виднее было, как менялось отношение учеников и к работе в целом, и к самой кукле. Всем было очень важно закончить начатое. Как-то не укладывалось в голове, что куклу можно оставить вот такой «расчленённой», не собранной. Отношение каждого к своему «дитяте» стало какое-то живое, отечески-материнское, трепетное, и даже немножко ревностное. Все ребята узнавали своих кукол безошибочно, и каждый уже знал, для кого она будет: кто-то оставит себе, кто-то подарит братику или сестре.
Конечно, мы остановились на разных этапах: у кого-то ещё не «выросли волосы» на голове, не открылись глазки, но куклы родились у всех!
Огромное спасибо ребятам за их трудолюбие, терпение, ответственность, юмор и за те уроки, что они мне дали!