Вестник № 4(15) Январь - Март 2009 г.

Истина, объединяющая всех нас

В последний месяц зимы мы обратились к тому, без чего немыслимо наше существование и развитие – к языку. Человек не стал бы тем, что он есть, без способности мыслить и говорить – делиться своими мыслями с другими людьми. С младенчества мы учимся облекать мысли в слова родного языка, и к школьному возрасту большинство детей сносно владеют этим умением. Для чего же на протяжении одиннадцати лет мы уделяем столько времени тому, что и так уже знаем? С этого вопроса началась эпоха русского языка.

Оказывается, что во многом мы не отличаемся от иностранцев, изучающих русский. Как они, так и мы постоянно запоминаем значение и употребление новых слов, учимся правильно составлять предложения и порой нарушаем при этом грамматические правила, ведь способность изъясняться на родном языке совсем не означает того, что человек им действительно владеет. А ещё эта орфография… Только редкие счастливчики способны писать без единой ошибки. И, конечно, в классе возник такой резонный и такой радостный для меня вопрос: «А может нý их, эти правила? Писали бы, как хотели, как слышим…». Такой вопрос рано или поздно возникает у всех, кому орфография даётся нелегко – и у всех, кому искренне интересен русский язык. Но если первые, как им кажется, были бы счастливы отмене правил, вторые чувствуют, что в существовании этих правил смысл есть. Но какой?

Мы провели эксперимент: на доске появилось предложение, написанное с полным пренебрежением правилами орфографии. Это было смешно, но в то же время – неприятно глазу. И дело здесь, как оказалось, не только в том, что мы не привыкли так писать. Если действительно убрать все правила, позволив каждому писать, как ему вздумается, люди лишатся чувства уверенности, лишатся опоры. Правильное написание слова – это независимая истина, объединяющая всех нас. Исчезновение этой истины породит душевный хаос. К таким мыслям мы пришли в конце урока.

На протяжении месяца мы всматривались в строение предложения, в законы, действующие при склонении существительных, следили за особенностями произношения и записывали свои наблюдения в виде фонетического разбора слова, учились отличать приставки от предлогов. А в конце недели ребята становились творцами, пробуя наиболее точно и красиво использовать родной язык для создания сочинения. Вот что у них родилось:

Сочинение «Почему люди любят смотреть на звёзды?»

Я очень люблю смотреть на звёзды, и мне кажется, что они мне что-то говорят. И я вижу другую планету, которая светится. Когда я смотрю на звёзды, то я успокаиваюсь и начинаю думать о чём-нибудь серьёзном. Мне кажется, что людям надо смотреть на звёзды. Но многие люди просто проходят мимо и не замечают их.

Александр Одегов

* * *

Очень большая часть людей заглядывается на звёзды, видит в них что-то необыкновенное. Люди смотрят на звёзды как на своих товарищей.

Звёзды – как маленький народ. Бывает, звёзды в чём-то утешают человека или даже разговаривают с ним. В книге «Маленький принц» звёзды даже «смеялись» лётчику. Есть примета, что если увидишь летящую звезду, то загадывай желание.

В звёздах есть что-то необыкновенное, близкое сердцу. Наверное, это из-за того, что они светятся в темноте. А то, что светится в темноте, всегда согревает сердце и душу, всегда «улыбается» тебе. А бывает наоборот, от них становится грустно. Они так печально висят в воздухе. Про звёзды написано много стихов, говорящих, что они друзья и без них очень больно на сердце. Звёздное небо ещё и красиво. Звёзды выглядят похожими на большие снежинки, светящиеся, как луна.

Звёзды во многом могут помочь, если на них посмотреть. Они как частички солнца или луны, разбросанные по тёмному небу.

Фёдор Линецкий

* * *

Многие люди очень любят смотреть на звёзды. Кому-то это помогает, кого- то утешает. Звёзды, как наши друзья, сопровождают нас и наблюдают за нами с выси. А мы, люди, это чувствуем и потому так любим их.

Звёзды протягивают нам тысячи невидимых рук. Руки эти согревают нас. Они посылают нам свой свет и одаряют чем-то таинственным и успокаивающим. Мы можем очень долго смотреть на звёзды и думать только о них.

Те, кто любит смотреть на звёзды, всегда радуются, когда видят на небе первую звёздочку. Когда заходит солнце, на земле становится темно. Поэтому всегда радостно, когда на небе появляются звёзды и освещают землю.

«Первая звёздочка! Око вечернее,
Привет тебе!
Вечером сердце моё суевернее:
Молюсь судьбе.
Первая звёздочка! Будь обещанием
Счастливых дней!
Слишком измучен я долгим блужданием
В кругу теней.
Глянули сёстры твои, светлоокие
Вот здесь, вон там…
Звёздочки, блёстки! Святые, далёкие!
Я верю вам!»
В. Брюсов
Мария Кренёва

* * *

В последний день эпохи, ещё раз освежив в памяти всё, что мы делали в эти четыре недели, ребята написали заключительные сочинения. Я предложила им три темы, по-разному раскрывающие тему прошедшей эпохи, но все выбрали одну и ту же – самую позитивную.

Сочинение «Что мне понравилось на эпохе русского языка?»

Мне понравилось всё, что мы прошли на этой эпохе. Проходить склонение – это очень интересно. А ещё мы проходили разбор слова. Эта эпоха для меня была самая интересная из всех других, потому что мы всегда что-нибудь делали интересное. Мне всё понравилось.

Александр Одегов

* * *

На эпохе русского языка мы вспоминали падежи и обсуждали разные другие темы.

Мы проходили склонения, много писали и говорили о них. Мне понравились эти склонения. Особенно третье.

Мы говорили про предложение, разбирали его. Мы говорили и смотрели подолгу на каждое слово. Выделяли основу, искали дополнения… Всё это было очень интересно, и, по-моему, не очень трудно.

Мне очень понравилось склонять слова и наблюдать за тем, как они меняются.

Мы узнали, как называются слова в основе предложения. Мы говорили про каждое из них и они мне очень понравились.

Мы смотрели на однородные члены предложения и обнаружили, что между ними должна стоять запятая или союз.

Мне понравилась вся эпоха. Она показалась мне очень интересной!

Мария Кренёва

* * *

Мне понравилось в этой эпохе то, как много всего разнообразного мы проходили. В основном это было связано с падежами. Но было ещё много того, что мы проходили.

Почти в самом начале эпохи мы узнали, что такое фонетический разбор слова. Это когда слово разбирают по буквам и звукам. Это мне понравилось.

Ещё мы разбирали предложения по словам, определяли падежи существительных и задавали вопросы к ним. Мы узнали, что такое подлежащее и сказуемое. Я думал, что это будет сложно, а оказалось, что это легко, и это мне понравилось. Подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

Мы познакомились со склонениями слов. Наверное, это было самое интересное из того, что мы проходили на эпохе.

В основном мне понравилась эта эпоха. Я был доволен тем, что мы прошли нового на этой эпохе.

Фёдор Линецкий

* * *

Материал подготовлен классным учителем 4 класса
Ксенией Михайловной Цветковой